Автор: Козлова Людмила николаевна
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Козлова Людмила Николаевна |
Место работы |
МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им.А.Я.Михайлова» |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
31 |
Тема урока |
Основные международные магистрали и транспортные узлы |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): |
|
Личностные — воспитание у учащихся уважительного отношения к мнению других учеников; развивать умения сотрудничества со сверстниками при работе в группе, принимать коллективное решение; работать над осознанием ответственности за общее дело; формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое |
|
Метапредметные развивать у учащихся умение работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, работать во времени и в группах
|
|
Предметные – овладение учащимися характеризовать основные параметры Мировой транспортной системы, ее проблемы и перспективы развития; |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): транспорт, транспортная система, грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность, |
|
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) youtube.com›watch?v=q6hGGNFg2oc, персональный (для учителя) компьютеры, мультимедийный проектор, атлас “Транспорт мира контурная карта для 10 класса, картосхемы, раздаточный материал, учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс Ю.Н. Гладких, В.В. Николина
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрирует мини-фильм про историю расцвета и упадка города Петры, который стоял на перекрестке транспортных (30 секунд). Выдвижение гипотез почему произошел упадок? «Мозговой штурм», Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. планирование урока Задает вопрос о том, какая тема урока, Что узнаем? Чему научимся? Что для этого необходимо? Для чего необходимы эти знания?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового материал 9 класса, Задает вопрос: Что такое транспорт? предлагает кластеры, которые надо дополнить, чтобы ответить на вопросы Виды транспорта, Мировая транспортная система Задает вопрос: Каким образом можно измерить работу транспорта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используют полученные знания в 9 кл «Транспорт России», отвечают на вопрос, дают формулировку. Заполняют схему «Классификация видов транспорта» Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный (слайд №2 изображения) Заполняют схему формулируют понятие, исходя из зрительных образов (на слайде изображение самолета, аэровокзала, взлетной полосы). “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. Поиск определений в словаре (грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность, воздушная трасса). Развитие познавательных (поиск, выделение необходимой информации, формирование общеучебных навыков) Регулятивных УУД
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься— определение целей и задач урока -составляют план урока: 1познакомиться с мировой транспортной системой. 2 узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике. 3 дать характеристику видов транспорта. 4 знать об особенностях транспорта в странах разного типа. 5 поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах. анализ карты, составление диаграммы, Заполнение таблицы. Группа №1 составляет круговую диаграмму на основании статистических данных “Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Группа №2 Анализ учащимися карты «Мировой транспорт» из школьного атласа. Заполняют таблицу Группа №3, №4, №5, №6 Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами Развитие познавательных, формирование общеучебных навыков, умение презентовать свою работу, регулятивных, коммуникативных (планирование совместной деятельности) Карточки для индивидуальной работы групп: Задание для группы №1 Составьте круговую диаграмму, используя статистические материалы Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%. Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%. Задание для группы №2 Заполните таблицу
Задание для группы № 3 Железнодорожный транспорт: 1.Стоимость перевозок 2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота») 3. .Место железнодорожного транспорта в мировом пассажирообороте(работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота») 4.Страны с наибольшей протяжённостью железных дорог (работа с картой «Мировой транспорт») 5.Наибольшая густота железнодорожной сети (работа с картой «Мировой транспорт») Задание для группы № 4 Автомобильный транспорт 1.Стоимость перевозок 2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота») 3. Место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте «Структура мирового грузо- и пассажирооборота») 4.Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог 5.Наибольшая плотность автодорог (работа с картой «Мировой транспорт») Задание для группы № 5 Авиационный транспорт: 1 место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте (работа с таблицей) 2 Каково место воздушного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей) 3 Какие страны выделяются по развитию воздушного транспорта (работа с картой «Мировой транспорт») 4 Назовите крупнейшие аэропорты мира (работа с картой «Мировой транспорт») 2 Задание для группы № 6 Водный транспорт 1 Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому? (Морской транспорт обслуживает 4/5 всей международной торговли). 2 Как влияет на водный Транспорт НТР: Увеличились скорости, грузоподъёмность судов (Наливные грузы – танкеры; Навалочные и насыпные грузы; Контейнерная революция.) 3 Порты универсальные и специализированные (работа с картой «Мировой транспорт») 4 Каналы и проливы, важнейшие перекрёстки мировых морских трасс (работа с картой «Мировой транспорт») 2 Задание для группы № 1 Трубопроводный транспорт:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает занимательные задания Тайны транспорта Занимательные задания для релаксационной паузы:
Евротоннель состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.
Тесты ТЕСТЫ: 1 По протяженности автомобильных дорог лидирует 1 Япония 2 Германия 3 США4 Канада 2 по протяженности железных дорог лидирует: 1 Россия2 Бразилия 3 Австралия 4 Египет 3 выберите две страны, лидирующие по тоннажу морского торгового флота: 1 США И Китай 2 Индия и Япония 3 Норвегия и Канада 4 Панама и Либерия 4 Какой регион занимает первое место в мире по густоте автомобильных и железных дорог? 1Западная Европа 2 Южная Азия 3 Северная Америка 4 Австралия и Океания 5 самый крупный по грузообороту порт мира находится в 1Германии 2 США 3 Нидерландах 4 Японии 6 В какой стране находится половина самых крупных аэропортов мира? 1 Япония 2 США 3 Франция 4 Китай |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задает вопросы: о перспективах и проблемах развития транспортной системы. 1Какой вид транспорта имеет наибольшие перспективы развития в 21 веке и почему? 2 Каким требованиям должен отвечать транспорт 21 века? Высказывают предположения о влиянии НТР на развитие транспорта: увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости, создание новых видов транспорта; Использование новых видов топлива; увеличение скорости и грузоподъёмности транспорта; Высказывают предположения о развитии транспортной системы в Крыму: строительство железной дороги Керчь-Симферополь, модернизация паромной переправы, строительство моста или туннеля, который соединит Крымский полуостров с материком, ремонт и реконструкция старых магистралей, развитие портов, уменьшение загрязнения воздуха транспортом путем использования новых видов транспорта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каковы перспективы развития транспортной системы в России? в Крыму? Предлагает провести деловую игру Ваши предложения по развитию транспортной системы в Крыму. Деловая игра Проблемы и перспективы развития транспорта В мире, России, Крыму
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В каких трёх из перечисленных регионов РФ густота сети автомобильных дорог наибольшая? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Калужская область 2) Красноярский край 3) Брянская область 4) Иркутская область 5) Томская область 6) Владимирская область Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа. Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г., млрд пассажиро-км
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
текст задания Самолет – один из самых популярных видов транспорта. Ежегодно им пользуется более 4 миллиардов человек. Семья Ивановых не стала исключением. Женя со своими родителями, как и планировали, полетят на отдых в Шарм-эль-Шейх, Египет. Вопрос 1 Выберете неверное (-ые) утверждение (-я):
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В завершении разговора о транспорте ваша задача внимательно прочитать таблицу и сделать вывод: (Можно воспользоваться учебником, стр. 151) 1. определение Мировой транспортной системы; 2. основные экологические проблемы, связанные с транспортом. 3. Проблемы транспорта 4. Перспективы развития транспорта Оздоровительное значение природы не вызывает сомнений. На здоровье человека благотворно действует чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т. д. Природа — это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода, почва, тем лучше условия создаются для здоровья человека. Таблица
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестирование (контроль), взаимопроверка по образцу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия «микрофон» Оценивают свои достижения на уроке, определяют все ли пункты плана они рассмотрели, какие умения они приобрели, что нового узнали, каким способам деятельности научились: Какова была тема урока? Какова была цель урока? Что узнали нового? Достигли ли мы цели?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2.Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбирают проекты, которые им интересны, например, Необычные аэропорты мира Изобретения, которые изменят работу транспорта (по желанию) пар.31 задания 1-5 устно, задание 6, на контурной карте,
|