Урок литературного чтения по теме «Образ матери в произведении С.А. Есенина «Лебедушка»».

Автор: Герасимова Наталья Анатольевна

Урок литературного чтения

по теме «Образ матери в произведении С.А. Есенина «Лебедушка»».

 4-й класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина;
  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования;
  • развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока:

  • презентация;
  • музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший»;
  • произведение Е. Мартынова «Лебединая песня»
  • аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

Ход урока

1. Организационный момент

Прослушивание музыкального отрывка «Клён ты мой опавший….»

— в этом  музыкальном фрагменте строчки стихов  какого русского поэта вы услышали? (С.А. Есенина)

а). Проверка домашнего задания

-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные  вам строки стихотворений С. Есенина.  Окунемся в мир поэзии! (Дети читают стихи).

 

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Белая  береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

2. Постановка цели и учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью. Вечная тема добра и зла волновала многих людей. Не оставила она равнодушным и С. А. Есенина, человека чуткого, легко ранимого.

— Сегодня  мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

3. Актуазация знаний

— Мы уже говорили об этом поэте. Вспомним факты его биографии.

Рассказ о Есенине

— С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

— Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

— Когда мальчику исполнилось 2 года,  его отдали на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины.

Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. Но Родина для него – это также – Мать, мама. А мама есть у всех, и у людей, и у всех животных.

4. Первичное усвоение новых знаний. Тема урока.

Откройте учебник на стр.120. Прочитайте название стихотворения.

— По названию произведения можно предположить и назвать тему нашего урока? ( Образ матери в произведении  С.А. Есенина)

Тема урока: Образ матери в стихотворении С.А. Есенина «Лебёдушка».

— Лебедь – величавая и грациозная птица. Стая летящих лебедей — это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь и никогда не расстаются. Это – лебединая верность.

5. Первичная проверка понимания

— Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

          (Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

— Кто главные герои стихотворения? Лебедь, лебежатушки, орёл.

— Поэт  называет их лебёдушка, лебежатушки.  Почему?

—  Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно       русская народная песня).

— Прочитаем это стихотворение цепочкой.

Словарная работа


— заводь — небольшой залив в реке;
— затон — вдавшийся в берег речной залив;
— пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;
— покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
— тихая заводь — небольшой залив в реке с замедленным течением;
— тихозвонные ручейки — спокойно протекающие;
— волны пряные — издающие запах;

— Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

— Какой прием использует С.А. Есенин? (олицетворение, т.е. оживление неодушевлённых предметов)

— Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты. Вспомним эти приёмы ( доски)

— (Работаем на листочках). Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

зорюшка рассыпала,

сосны наряжали,

— камыши шепталися,

— перешёптывались лилии,

цветы улыбались.

— Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Найдите и прочитайте сравнения:

Лебедушкасловно зоренька

Росинки словно жемчуг

Цветы – гости

Орел – точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

Найдите и зачитайте эпитеты: (используются имена прилагательные)

Покрывала златотканые,
озеро серебряное,
белоснежная лебёдушка,
колечки изумрудные

8. Физминутка

Из – за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали.

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

6. Первичное закрепление. Работа с текстом стихотворения.

А). Сейчас работаем  парами.  Я приготовила задание. Вам надо работать в паре и ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание

1.     Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

 

2.     Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

     А) спрятаться,

     Б) пощипать траву душистую,

     В) поиграть в игру весёлую,

     Г) быть подальше от опасности.

 

3.     Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

     А) змея,

     Б) коршун,

     В) сокол,

     Г) орёл.

 

     4.Как лебёдушка заметила опасность?

     А) услышала крик,

     Б) услышала приближающийся шум,

     В) увидела отражение крыльев орла в воде,

     Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

 

    5.Чем закончилось стихотворение?

    А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

    Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

    В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

    Г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

—  Прочитать вопрос и ответить…….

Б). Определяем интонации при чтении стихотворения.

-Ребята, а на какие  части вы бы разделили это произведение?

1.Описание природы.( 1-3 строфа)

2. Прогулка Лебедушки с лебежатами.(4-14 строфа)

3. Появление орла.(15-23 строфа)

4. Смерть Лебедушки.(24-до конца)

 

1-14 строфы читаем спокойно, тихо. Описание природы. Прогулка Лебедушки с лебежатами

(Стараемся передать красоту утра, лебёдушки, ее спокойствие.)

—  Как  гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

—  Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

15-23 строфы читаем громче. Появление орла.

Показать тревогу матери, настороженность.

—   Прочитайте отрывок, где появился  молодой  орел.  

 — С чем автор его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей).

23 -27 строфы самые трагические, кульминационный момент. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

— Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага

Как она себя вела? Как защищала своих детей?

— Какой момент считаете самым тревожным?  Самым трагическим?

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – это закон природы, удел всего живого на земле.

— Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

7. Рефлексия.

-С образом кого автор отождествляет образ Родины?

— Образ Родины слит у Есенина с образом матери. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

— Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.

— Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим.  Не погибает любовь матери к детям, что бы не случилось в жизни).

— Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, мать, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

 

-А какой синквейн мы сегодня можем составить по этому стихотворению?

Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Из каких частей состоит синквейн?

·          1 имя существительное. Главный герой.

·           2 имени прилагательного

·           3 глагола

·            Предложение из четырёх или пяти слов.

·             Вывод одним словом. С кем отождествляется.

 

Синквейн.

1. Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая.                               Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти.                   В опасности думает о детях.

5. Мать.                                                         Святая

 

— Да, это мать, мама. Послушаем стихотворение Дементьевой  Татьяны  «Торжествуйте, небо и земля»

 

Это гимн всем мамам.

 

Торжествуйте, небо и земля,

Высь аплодисментами взрывая!

Воспевайте, горы и моря,

Оду матери, от края и до края!

Господи, прошу, благослови

Ту, что жизнь дала и воспитала

Своё чадо в трепетной любви,

Ту, что с ним ночей не досыпала.

Для которой счастье – просто знать,

Что её малыш здоров и весел,

Слышать его смех и целовать

Розовые щёчки на рассвете.

Наши мамы, низкий вам поклон

И букеты искренних признаний!

Радость наполняет пусть ваш дом,

И улыбки близких будут с вами!

8. Итог урока

Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

 

Сегодня мы говорили о верности матери, простой птицы, к своим детям. Она погибла, защищая своих детей. Это случилось в дикой природе.  Но и мы, люди,  должны быть людьми, настоящими людьми.  Вспомним  песню, которую исполнил  композитор и певец Евгений Мартынов  с таким волнением. Эта песня называется «Лебединая верность».

                                    Песня «Лебединая верность»

Вывод

— Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина, композитора и  певца Евгения Мартынова,  вы прониклись  в мир милосердия, в мир сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. Всем спасибо.

9. Домашнее задание

1.     Стр. 120–125 (читать выразительно, без ошибок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Если осталось время) Пословицы.

— Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

1). Птица рада весне, а младенец матери.
2). При солнышке тепло, при матери добро.
3). Мать кормит детей, как земля людей.
4). Мамина молитва со дна моря вынимает.

 

 

                                                          План          (на доске)

1.Описание природы ( 1-3)

2. Прогулка Лебедушки с лебежатами (4-14)

3. Появление орла (15-23)

4. Смерть Лебедушки (24-до конца)

 

×
×