Автор: Петрова Наталия Юрьевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Гласные буквы Я, я
1. |
ФИО (полностью) |
Петрова Наталия Юрьевна |
2. |
Место работы |
МКОУ «Андреевская ООШ» |
3. |
Должность |
Учитель |
4. |
Предмет |
Начальные классы |
5. |
Класс |
1 |
6. |
Тема и номер урока в теме |
Гласные буквы Я, я |
7. |
Базовый учебник |
Азбука 1 класс В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной |
Цели:
Образовательные:
· формировать умение находить в словах букву Я;
· знать, какие звуки она обозначает;
· читать слова с этой буквой;
· совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
· способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
· Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
· Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
· Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
· Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Тип урока: урок открытий новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, объяснение, работа с книгой, коллективная работа, самостоятельная работа, чтение.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин)
|
1 |
Мотивация (Эмоциональный настрой обучающихся.)
|
|
-Какие новые звуки и буквы вы изучали на предыдущем уроке? Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой. Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. (Ю.Энтин) -Эти слова из песни мне вспомнились сразу, как только вы назвали звуки, с которыми познакомились. И я очень хочу, чтобы вы всегда были добрыми, справедливыми и умели сострадать другим людям.
|
Отвечают на вопрос учителя. |
2 |
2 |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Речевая разминка |
|
-Пропойте по «ленте букв» гласные звуки.
— Прочитайте текст «Кто кем работает» на с.109 учебника. -Найдите и прочитайте слово, в котором буква е обозначает два звука. («Работает») -Найдите слово, в котором буква е указывает на мягкость предшествующего согласного звука. («На заводе») |
Поют буквы. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Работают по учебнику |
2 |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
|
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы е. |
Слушают учителя. Принимают учебную задачу. |
5 |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция затруднений. 1.Слого-звуковой анализ слов.
2.Знакомство с буквой Я.
3.Физкультминутка.
Реализация построенного проекта 4.Чтение слогов-слияний и слов.
4.Работа с текстом
6.Работа с картой
7.Физкультминутка |
Яблоки
Буква «Я» в слове после согласного ( 1)
Яша и его фотографии ( 5)
Карта России ( 6) |
1.Картинки с изображением яблок. Схемы. -Откройте учебник на с.111. Что изображено в красной рамке справа? (Яблоки и яблоня) -Что вы можете сказать о схемах к этим словам? -Какие первые два звука в каждом из этих слов? — Придумайте слова, начинающиеся с буквы я?
Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: -А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я? Я не только буква Я – Буква, слог и слово! (А.Шибаев) (Сравнение печатных букв Я я с письменными)
2.Показывает букву Я.
3.Проговаривает и показывает.
-Прочитайте слоги. -Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой «я»?
5.-Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию. Задает вопросы по тексту -Как называется ваша страна? -Что дети посадят у дома? -Чему будут рады мама, папа, сестра? – Скажите пожалуйста, что такое Родина? Место, где ты родился и растёшь, – это Родина. – Запишите в тетрадь предложение «Россия – Родина моя.» -Место, где ты родился и живешь, — это малая родина. Каждый старается на родине посадить свой сад, цветы, построить дом. -Что вы видите на иллюстрации с.110-111? (Изображение нашей страны) -Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москва) -Почему именно этот город так важен для нашей страны? -Как называется страна, в которой мы живем? (Россия, Российская Федерация)
6.Показывает карту нашей страны. Работает с картой. -Основными символами нашего государства являются герб, флаг, гимн. Перед вами карта нашей страны, Российской Федерации. Вот здесь находится столица нашей Родины, а вот в этом месте мы живем. -Составьте рассказ со словами Россия, Родина, Москва, Земля. 7.Проговаривает и показывает |
1.Рассматривают картинки. Производят слого-звуковой анализ слова, определяют количество слогов, звуков.
2. Находят букву Я в словах. Анализируют слова, в записи которых есть эта буква. Определяют место на ленте букв для буквы Я.
3.Выполняют движения.
4.Читают, определяют.
5.Читают текст. Отвечают на вопросы.
Запись предложения.
6.Рассматривают карту. Составляют рассказ.
7.Выполняют движения |
18 |
5 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с пословицами (учебник) Работа со словом |
Сколько звуков в слове |
-Прочитайте пословицы. -Объясните смысл пословиц. Русские трудом славны. Жить – Родине служить. Всякому мила своя сторона. -Найдите в пословицах букву Я -Сколько звуков в слове своя? |
Читают, объясняют, находят.
Определяют и отвечают |
8 |
6 |
Включение в систему знаний и повторение |
|
Какие значения слова земля вы знаете? (на прошлом уроке мы говорили о разных значениях слова звезда) В каком значении будет использовано слово Земля? Как будет написано в разных случаях это слово?
|
Земля, на которой высаживают цветы. Земля – планета, на которой мы живем. Планета.
|
2 |
7 |
Рефлексия учебной деятельности |
|
-Что нового узнали? -Когда буква я обозначает два звука? -Что особенно понравилось? -Кто из вас знает больше слов , которые начинаются с буквы я? |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. |
3 |