урок обучения грамоте

Автор: Петрова Наталия Юрьевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Гласные буквы Я, я

 

1.   

ФИО (полностью)

Петрова Наталия Юрьевна

2.   

Место работы

МКОУ «Андреевская  ООШ»

3.   

Должность

Учитель

4.   

Предмет

Начальные классы

5.   

Класс

1

6.   

Тема и номер урока в теме

Гласные буквы Я, я

7.   

Базовый учебник

Азбука 1 класс В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной

Цели:

Образовательные:

·         формировать умение находить в словах букву Я;

·         знать, какие звуки она обозначает;

·         читать слова с этой буквой;

·         совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;

·         способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

·         Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;

·         Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

·         Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

·         Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

 

Тип урока:  урок открытий новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная беседа, объяснение, работа с книгой, коллективная работа, самостоятельная работа, чтение.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

 

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

 

1

Мотивация

(Эмоциональный настрой обучающихся.)

 

 

-Какие новые звуки и буквы вы изучали на предыдущем уроке?

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой.

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем  следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра. (Ю.Энтин)

-Эти слова из песни мне вспомнились сразу, как только вы назвали звуки, с которыми познакомились. И я очень хочу, чтобы вы всегда были добрыми, справедливыми и умели сострадать другим людям.

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

2

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

Речевая разминка

 

-Пропойте по «ленте букв» гласные звуки.

 

 

— Прочитайте текст «Кто кем работает» на с.109 учебника.

-Найдите и прочитайте слово, в котором буква е обозначает два звука. («Работает»)

-Найдите слово, в котором буква е указывает на мягкость предшествующего согласного звука. («На заводе»)

Поют буквы.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

 

Работают по учебнику            

2

3

Выявление места и причины затруднения

 

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы е.

Слушают учителя. Принимают учебную задачу.

5

4

Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция затруднений.

1.Слого-звуковой анализ слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Знакомство с буквой Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Физкультминутка.

 

Реализация построенного проекта

4.Чтение слогов-слияний и слов.

 

 

 

 

4.Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Работа с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Физкультминутка

Яблоки

 

Буква «Я» в слове после согласного

      ( 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яша и его фотографии

      ( 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта России

       ( 6)

1.Картинки с изображением яблок. Схемы.

-Откройте учебник на с.111. Что изображено в красной рамке справа? (Яблоки и яблоня)

-Что вы можете сказать о схемах к этим словам?

-Какие первые два звука в каждом из этих слов?

— Придумайте слова, начинающиеся с буквы я?

 

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово!

           (А.Шибаев)

(Сравнение печатных букв Я я с письменными)

 

2.Показывает букву Я.

 

 

3.Проговаривает и показывает.

 

 

 

-Прочитайте слоги.

-Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой «я»?

 

5.-Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию. Задает вопросы по тексту

-Как называется ваша страна?

-Что дети посадят у дома?

-Чему будут рады мама, папа, сестра?

– Скажите пожалуйста, что такое Родина?

Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.

– Запишите в тетрадь предложение «Россия – Родина моя.»

-Место, где ты родился и живешь, — это малая родина.  Каждый старается на родине посадить свой сад, цветы, построить дом.

-Что вы видите на иллюстрации с.110-111? (Изображение нашей страны)

-Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москва)

-Почему именно этот город так важен для нашей страны?

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия, Российская Федерация)

 

 

6.Показывает карту нашей страны. Работает с картой.

-Основными символами нашего государства являются герб, флаг, гимн. Перед вами карта нашей страны, Российской Федерации. Вот здесь находится столица нашей Родины,  а вот в этом месте мы живем.

-Составьте рассказ со словами Россия, Родина, Москва, Земля.

7.Проговаривает и показывает

1.Рассматривают картинки. Производят слого-звуковой анализ слова, определяют количество слогов, звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Находят букву Я в словах.

Анализируют слова, в записи которых есть эта буква.

Определяют место на ленте букв для буквы Я.

 

3.Выполняют движения.

 

 

 

 

4.Читают, определяют.

 

 

 

 

5.Читают текст. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рассматривают карту. Составляют рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Выполняют движения

18

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с пословицами (учебник)

Работа со словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько звуков в слове

-Прочитайте пословицы.

-Объясните смысл пословиц.

Русские трудом славны.

Жить – Родине служить.

Всякому мила своя сторона.

-Найдите в пословицах букву Я

-Сколько звуков в слове своя?

 

 

 

Читают, объясняют, находят.

 

 

 

 

 

Определяют и отвечают

8

6

Включение в систему знаний и повторение

 

Какие значения слова земля вы знаете? (на прошлом уроке мы говорили о разных значениях слова звезда)

В каком значении будет использовано слово Земля?

Как будет написано в разных случаях это слово?

 

Земля, на которой высаживают цветы.

Земля – планета, на которой мы живем.

Планета.

 

2

7

Рефлексия учебной деятельности

 

-Что нового узнали?

-Когда буква я обозначает два звука?

-Что особенно понравилось?

-Кто из вас знает больше слов , которые начинаются с буквы я?

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

3

×
×