Автор: Ширяева Татьяна Стефановна
Тема: Как зимой помочь птицам?
Целевые установки урока
(планируемые достижения учащихся)
Предметные результаты:
различать зимующих птиц;
изготавливать простейшие кормушки;
подбирать подходящий для птиц корм.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выделять характерные признаки разных птиц и использовать их при устном описании птицы;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
понимать важность заботы о птицах зимой.
Оборудование.
У учителя:
Проектор, экран, компьютер,
Презентация «Как зимой помочь птицам»
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (1 СD)
Демонстрационная таблица «Зимующие птицы»
Шапочки птиц для сценки
Рисунок Муравья Вопросика
Рисунок кормушки
Образцы кормушек для птиц
мяч
У учащихся:
Сигналы, смайлики, фишки, листочки меню для птиц.
Ход урока
На доске: Нам не унять метели, не растопить снега,
Но, чтобы птицы пели — это в наших руках.
I Организационный момент.
У: Сегодня на урок к нам пришли гости, встаньте ровненько, повернитесь и поприветствуйте гостей.
Один, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
У: Покажите ,какое у вас сейчас настроение?
II Мотивация и целеполагание.
У: Начинаем наш урок окружающего мира. Нам предстоит выяснить, чем мы будем заниматься на уроке. Послушайте загадку.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой) Слайд
У: Ребята, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
Д: Стало очень холодно, выпал снег. Все вокруг покрыто снегом.
У: Муравей Вопросик сегодня пришел к нам в класс в теплой одежде. Он жалуется на зимний холод и говорит: «Мои друзья муравьи до самой весны спят в своих домах- муравейниках, так они спасаются от холода и голода. А вот птицы не спят. По дороге в школу я видел нескольких птиц, некоторые из них нахохлились от холода и жаловались, что им очень трудно найти корм. Как зимой помочь птицам?»
У: Догадались, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Д: о птицах
У: Какой вопрос задал Муравей Вопросик? щелчок по слайду
У: Попробуйте ответить муравьишке.
Д:
У: (учитель читает учебные задачи по экрану)
III Актуализация знаний и умений.
У: Когда наступают холода, многие птицы улетают в теплые края, но некоторые остаются зимовать вместе с нами. Они называются- зимующие.
У: Вспомните, какие птицы зимуют в наших краях?
Д: воробьи, синицы, свиристели, поползни, дятлы, дрозды, сойки, сороки, щеглы, вороны, галки, голуби, дубоносы, клесты, пищуги.
Ш Освоение нового материала и его применение.
1. Рассказ учителя.
У: Как же живется этим птицам? Давайте поговорим подробнее о некоторых из них.
Послушайте загадку
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей) Слайд
У: Откройте учебники на с.74. Найдите птицу на рисунке в учебнике и отметьте фишкой.
У: Конечно- это воробей. Воробьи – дерзкие, славные и умные птички, которые живут в шумных городах рядом с человеком. В отличие от других птиц, они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах деревьев. Найдя крошку хлеба, воробьи начинают громко чирикать, созывая всю стаю. Слайд. Стая прилетает, а этот воробьишка может остаться без еды.
У: А вот другой пернатый друг. Послушайте.
Все тропинки занесло,
Снег лежит , искрится.
Клювиком в моё стекло
Стукнула…….(Синица) Слайд. (отмечают фишкой)
У: Синицы- юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку деревьев. Часто можно увидеть как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Зимой синицы сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитание в садах.
У: А вот и следующая птица.
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!» Слайд. (отмечают фишкой)
Свиристели – очень нарядные птицы. Тельце нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев. Поют они тихонько посвистывая, будто играют на свирелях: «Свири-свири-свири-свир». Поэтому и назвали их свиристелями.
У: Послушайте следующую загадку.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели
Что за чудо?- на березе
Яблоки поспели. (Снегири) Слайд. (отмечают фишкой)
У: На покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой. Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Они совсем не боятся морозов. В сильные холода снегирь спокойно распевает свои песенки. Для защиты от морозов снегирь держит свои перышки распушенными.
У: Последняя на сегодня зимняя гостья.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз? (Поползень) Слайд (отмечают фишкой)
Это поползень проворный,
Перед стайкою синиц.
У: Эту птичку вы могли и не видеть, но она живет у нас круглый год. Свое имя она получила от какого слова, как вы думаете? Правильно, ползать. То вверх, то вниз бежит по стволу голубоватая птичка- поползень. Величиной с воробья, живет в лесах, гнездо в дупле. Клюв длинный, а от него через глаз к затылку тянется черная полоска. Хвост короткий, широкий.
V Физкульминутка Слайд
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложим назад.
2. Применение новых знаний.
У: Ребята, давайте поиграем.
а) Игра «Узнай меня»
У: Зимующие птицы просят узнать их по тому описанию, которое они дают.
(Дети находят птиц на экране с помощью мышки.)
1. Я – зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель)
У: По какому признаку можно узнать эту птицу?
2. Я – птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям. (Поползень)
3.Я- чернокрылый, красногрудый. С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
4.Мне едою служат крошки.
Я хитёр и шаловлив.
Чив-чив! (Воробей)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
б) Самостоятельная работа в рабочей тетради
У: А теперь давайте выполним задание в тетради. Возьмите карандаши.
С.52 №1 (задание читает учитель)
Проверка по экрану (СD) (на диске задание сделано)
У: Как вы справились с заданием? Покажите сигналы.
Первую задачу урока мы выполнили.
3.Как помочь птицам?
У: Всем этим птицам зимой голодно и холодно. Как же им помочь?
Послушайте стихотворение Е.Благининой. Его расскажет Куриленко В
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода.
У: Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка) Слайд
У: Как зимой помочь птицам?
Д: сделать кормушки, насыпать зёрнышки.
У: Ребята, а какая кормушка нравится птицам? Послушаем разговор птиц у кормушки.
4. Сценка: « У кормушки»
Воробей:
Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали что ли.
Синица:
Могли бы и сала несолёного вывесить, а то у нас от солёного животы болят.
Клёст:
А я вообще голодным остался. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове.
Снегирь:
А где семена? Где рябина? Калина? Арбузные и дынные семечки?
Учитель:
Успокойтесь птицы. Всё будет хорошо.
5. Рассматривание кормушек на рисунке в учебнике с. 74.
У: Посмотрим, из чего можно сделать кормушки? На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. Очень несложно изготовить кормовой столик. Это дощечка с низенькими бортами, установленная на высокой ножке. Дощечку можно и подвесить. Посложнее изготовить – кормовой столик под крышей или кормушку – домик. К перилам балкона можно привязать простую коробку из-под молока, предварительно вырезав там окошечки для птиц. А кусочки несолёного сала для синиц можно накалывать на кормушку — булавку. Её делают из проволоки и подвешивают на верёвочке.
6. Рассматривание кормушек на экране. Слайды
7. Образцы кормушек, изготовленные детьми. Слайды
У: А сейчас мы посмотрим кормушки, которые смастерили дети вместе с родителями к сегодняшнему уроку.. Несколько кормушек мы повесим после уроков возле школы и будем подкармливать птиц.
Послушаем стихотворение, которое расскажет Артюшкина Е .
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
“Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек
8.Правила подкормки птиц. Слайд
У: Есть правила подкормки птиц.
- Кормушки должны быть удобными.
- Кормить птиц надо регулярно.
- Корма в кормушках должно быть немного.
9. У: Чем можно, а чем нельзя подкармливать птиц?
Д:
У: Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков.
Они очень нравятся птицам! Слайд
У: Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив их. Слайд
У: Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Слайд
У: Прочитаем текст в учебнике на с.75 под рубрикой «Запомните».
10 Меню для птиц (на листочках)
У: Выберите корм, который лучше положить в кормушку. Отметьте галочкой.
●семечки подсолнуха
●конфеты
●крошки белого хлеба
●куски черного хлеба
●пшено
●дольки апельсина
Проверка по СD.
У: Как вы справились с заданием? Покажите сигналы.
Вторую задачу урока мы выполнили. Научились подбирать корм для птиц.
VI Электронная физкультминутка для глаз.
11 Природные столовые
У: Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
Загадка
Горят красные кисти
Хоть давно нет листьев. (рябина)
У: Рассмотрите рисунок на с.75 учебника.
Какие птицы лакомятся рябиной?
12 Рассказ о дрозде-рябиннике. (1 ученик)
Зовут этих дроздов так потому, что очень уж любят они ягоды рябины. У дрозда-рябинника голубовато-серые голова и шея, спинка коричневая, грудка и бока в темных пестринках. Рябинники –птицы дружные. На одном дереве бывает больше 10 гнезд.
В теплые, богатые рябиной годы, дрозды-рябинники зимуют в городах, держатся крупными стаями.
У: Природными столовыми для птиц является не только рябина, но и калина, боярышник.
Слайд
У: Ребята, не ломайте ветки этих деревьев. Помните, они спасают птиц от голода.
VII Выводы и обобщения.
У: Мудрая Черепаха просит ещё раз ответить на вопрос: «Как зимой помочь птицам?»
Д:
У: Проверим, совпадают ли ваши ответы с мнением Черепахи. Слайд
У: Сегодня на уроке мы узнали как можно помочь птицам зимой. Помогите перезимовать птицам и они отблагодарят вас весной и летом своим чудесным пением. Если птица не ест зимой 6 ч., то она погибает. Из 10 мелких птиц в суровую зиму выживает только 2. Помните:
Птицы- наши друзья!
Зимой их забывать нельзя! Слайд
Послушаем стихотворение «Покормите птиц зимой!» (рассказывают 5 учеников))
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать –
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
VIII Контроль и оценка достижений.
1.Какие птицы зимуют в наших краях? ( показать по таблице)
2.Какую кормушку можно сделать для птиц?
3. Какой корм подходит для птиц?
Игра с мячом «Кого чем угостим?»
Воробья — крошками, синицу — салом, снегиря — рябиной, свиристеля — ягоды рябины , семечки.
IХ Рефлексия. Слайд
У: Оцените свою работу на уроке.
O- мне все понятно
O-мне нужно еще поработать
O-мне было трудно
У: Покажите , какое настроение подарил вам сегодняшний урок.
Благодарю всех за работу.