УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. 7 класс.

Автор: Мартемьянова Ирина Юрьевна

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. 7 класс.

 

Мартемьянова Ирина Юрьевна, учитель высшей категории МБОУ «Анастасовская СОШ» Порецкого муниципального округа Чувашской Республики

 

Конспект урока

 Слово учителя.

Сегодняшнее занятие  мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир, как в двери мастерской… Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена потребность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению, потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или читать, или слушать. Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир прекрасен.

А для того, чтобы наша работа была успешнее, я приглашаю вас в мастерскую юного писателя, где вы будете совершенствовать свои умения в  создании маленьких шедевров.

А кого мы называем мастером?

Человек, который умеет  хорошо, ловко делать что-нибудь. Владеющий профессией, какими-нибудь навыками.

 Что нужно знать и уметь мастеру- писателю, чтобы его произведения читались?

  • Умение наблюдать.
  • Умение вживаться в другие роли.
  • Умение сопереживать.
  • Умение использовать художественно-изобразительные средства.
  •  Знать стили и типы текста.

Кстати, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, может  кому-нибудь нужна наша помощь.

Звуковое письмо.

А нам пригодятся эти знания в мастерской?

Хочу вам поведать, что у каждого настоящего мастера слова имеется копилка, где  собираются, хранятся ценности.

-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые

должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)

— Итак, у каждого своя копилка, которую мы начнем наполнять. А итогом нашей работы будет создание художественного текста. Давайте опустим в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение К.Бальмонта

Попробуйте угадать его название.

 «Снежинка».

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

— Опустите найденное слово в копилку. Какое оно?

На доске появляется слово «Снежинка».

— Тема нашей мастерской «Снежинка».

Какие ассоциации, образы  вызывает  у вас это  слово?

Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию, запаху.  

Составим кластер «снежинка», чтобы осмыслить это понятие

Запишите их в столбик в своей копилке.  Прочитайте.

Учащиеся зачитывают слова, а учитель записывает на доске.

— Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получить словосочетания.

 Обменяйтесь мнениями в группах, выберите лучшие, прочитайте полученные    словосочетания.

Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет.

На доске запись пополняется.

— Теперь попробуйте написать яркое, красочное  определение слова «снежинка».

Каждая группа создает свое определение.

 Прочитайте.

На доске новая запись: Снежинка – это …..

 Вы сейчас пытались дать определение слова снежинка.

— Это ваши впечатления и ассоциации, основанные на личное опыте. А теперь давайте обратимся к словарям и текстам  писателей. И с их помощью наполним наши копилки.

 Послушайте, какое определение дано этому слову в «Толковом словаре» Ожегова.

 Зачитывает ученик.             Снежинка-пушинка, кристаллик снега.  

Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

-К какому стилю речи относится данный текст?  Где мы можем его встретить?

А теперь я предлагаю обратиться к текстам о снежинке  другого стиля. (Приложение1)

Задача:

 -прочитайте выразительно текст

-определите стиль текста, тип.

-подчеркните в нем слова и средства выразительности , которые подбирает автор для характеристики этого явления .

Вывод

— А теперь, используя содержимое своей копилки, напишите  сочинение- миниатюру о снежинке.  (5-6 предложений) .  5 минут

Вальс снежных хлопьев

Я – снежинка.

В каком стиле речи мы будем работать? Какие типы текста можем использовать?  Будем ли пользоваться выразительными средствами языка?

Сочинение  «Я-снежинка»  предлагаю желающим  написать в стратегии  РАФТ

Р—роль

А—аудитория

Ф—форма

Т— тема

Стройте высказывание так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию конкретной темы.

     В искусстве все взаимосвязано.  Иногда музыка становилась для писателя, поэта источником вдохновения.

Я предлагаю и вам испытать на себе чарующее влияние музыки П.И.Чайковского. «Времена года» «Декабрь»

Дети пишут сочинение

— Заканчивайте работу. Обменяйтесь мнениями в группе. Выберите лучшую работу или работы. 

 «Авторский стул»

— Какая работа вам понравилась больше всего?

Происходит выбор лучшей работы.

-А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?

Ребята отвечают.

-Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться. Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.

— Ребята! Тема нашего  занятия была « снежинка », но я надеюсь, что в душе у каждого из вас после нашего общения  осталось солнечное настроение.
— Спасибо. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны.

Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:

• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?

Приложение 1.

Текст № 1

   Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.

Она сверкала , как драгоценный камешек.

Говорят, что не найдешь двух одинаковых снежинок. Так кто же мастер, сотворивший это чудо?

Вдруг снежинка, как бабочка,  вспорхнула  с моей ладони, боясь превратиться в капельку воды.

Веселого путешествия тебе, снежинка!

………………………………………………………………………………………

Текст № 2

Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. 
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

                                                         Ю. Куранов

………………………………………………………………………………………….

Текст № 3

 На ясном небе светила большая круглая луна. Медленно падал снег. Прекрасные снежинки были похожи на сказочных балерин, одетых в тончайшую ткань…Они не падали с неба, нет! Они летели,  кружась в волшебном танце. Казалось, что сам воздух поддерживал их на лету. Снежинки гордились своим изяществом и неземной красотой. Они были уверены, что никто, кроме них, не способен долго кружиться в воздухе, переливаясь всеми оттенками лунного серебра.

×
×