Автор: Мартемьянова Ирина Юрьевна
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. 7 класс.
Мартемьянова Ирина Юрьевна, учитель высшей категории МБОУ «Анастасовская СОШ» Порецкого муниципального округа Чувашской Республики
Конспект урока
Слово учителя.
Сегодняшнее занятие мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир, как в двери мастерской… Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена потребность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению, потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или читать, или слушать. Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир прекрасен.
А для того, чтобы наша работа была успешнее, я приглашаю вас в мастерскую юного писателя, где вы будете совершенствовать свои умения в создании маленьких шедевров.
А кого мы называем мастером?
Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь. Владеющий профессией, какими-нибудь навыками.
Что нужно знать и уметь мастеру- писателю, чтобы его произведения читались?
- Умение наблюдать.
- Умение вживаться в другие роли.
- Умение сопереживать.
- Умение использовать художественно-изобразительные средства.
- Знать стили и типы текста.
Кстати, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, может кому-нибудь нужна наша помощь.
Звуковое письмо.
А нам пригодятся эти знания в мастерской?
Хочу вам поведать, что у каждого настоящего мастера слова имеется копилка, где собираются, хранятся ценности.
-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые
должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
— Итак, у каждого своя копилка, которую мы начнем наполнять. А итогом нашей работы будет создание художественного текста. Давайте опустим в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение К.Бальмонта
Попробуйте угадать его название.
«Снежинка».
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
— Опустите найденное слово в копилку. Какое оно?
На доске появляется слово «Снежинка».
— Тема нашей мастерской «Снежинка».
Какие ассоциации, образы вызывает у вас это слово?
Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию, запаху.
Составим кластер «снежинка», чтобы осмыслить это понятие
Запишите их в столбик в своей копилке. Прочитайте.
Учащиеся зачитывают слова, а учитель записывает на доске.
— Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получить словосочетания.
Обменяйтесь мнениями в группах, выберите лучшие, прочитайте полученные словосочетания.
Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет.
На доске запись пополняется.
— Теперь попробуйте написать яркое, красочное определение слова «снежинка».
Каждая группа создает свое определение.
Прочитайте.
На доске новая запись: Снежинка – это …..
Вы сейчас пытались дать определение слова снежинка.
— Это ваши впечатления и ассоциации, основанные на личное опыте. А теперь давайте обратимся к словарям и текстам писателей. И с их помощью наполним наши копилки.
Послушайте, какое определение дано этому слову в «Толковом словаре» Ожегова.
Зачитывает ученик. Снежинка-пушинка, кристаллик снега.
Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.
-К какому стилю речи относится данный текст? Где мы можем его встретить?
А теперь я предлагаю обратиться к текстам о снежинке другого стиля. (Приложение1)
Задача:
-прочитайте выразительно текст
-определите стиль текста, тип.
-подчеркните в нем слова и средства выразительности , которые подбирает автор для характеристики этого явления .
Вывод
— А теперь, используя содержимое своей копилки, напишите сочинение- миниатюру о снежинке. (5-6 предложений) . 5 минут
Вальс снежных хлопьев
Я – снежинка.
В каком стиле речи мы будем работать? Какие типы текста можем использовать? Будем ли пользоваться выразительными средствами языка?
Сочинение «Я-снежинка» предлагаю желающим написать в стратегии РАФТ
Р—роль
А—аудитория
Ф—форма
Т— тема
Стройте высказывание так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию конкретной темы.
В искусстве все взаимосвязано. Иногда музыка становилась для писателя, поэта источником вдохновения.
Я предлагаю и вам испытать на себе чарующее влияние музыки П.И.Чайковского. «Времена года» «Декабрь»
Дети пишут сочинение
— Заканчивайте работу. Обменяйтесь мнениями в группе. Выберите лучшую работу или работы.
«Авторский стул»
— Какая работа вам понравилась больше всего?
Происходит выбор лучшей работы.
-А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?
Ребята отвечают.
-Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться. Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.
— Ребята! Тема нашего занятия была « снежинка », но я надеюсь, что в душе у каждого из вас после нашего общения осталось солнечное настроение.
— Спасибо. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны.
Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:
• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?
Приложение 1.
Текст № 1
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.
Она сверкала , как драгоценный камешек.
Говорят, что не найдешь двух одинаковых снежинок. Так кто же мастер, сотворивший это чудо?
Вдруг снежинка, как бабочка, вспорхнула с моей ладони, боясь превратиться в капельку воды.
Веселого путешествия тебе, снежинка!
………………………………………………………………………………………
Текст № 2
Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
Ю. Куранов
………………………………………………………………………………………….
Текст № 3
На ясном небе светила большая круглая луна. Медленно падал снег. Прекрасные снежинки были похожи на сказочных балерин, одетых в тончайшую ткань…Они не падали с неба, нет! Они летели, кружась в волшебном танце. Казалось, что сам воздух поддерживал их на лету. Снежинки гордились своим изяществом и неземной красотой. Они были уверены, что никто, кроме них, не способен долго кружиться в воздухе, переливаясь всеми оттенками лунного серебра.