Автор: Зорина Екатерина Александровна
Тема урока: Россия – наша Родина
Цели урока:
· формирование мотивации на получение новых знаний,
· формирование чувства любви и гордости за свою Родину,
· эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
УУД:
Предметные:
· формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;
· познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;
· расширение знаний о символах и выдающихся людях России.
Личностные:
· привитие доброжелательного отношения к окружающим;
· формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.
Метапредметные:
· формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.
·
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Понятия:
Россия
Родина
Отечество
Многонациональное государство
Культурные традиции
Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Средства обучения:
· мультимедийный проектор; компьютер
· флаг, герб,
· физическая карта России
· репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи
· листы с заданиями для групп
· аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы
· презентация.
Ожидаемые результаты:
· расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;
· ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»
· формирование образа «Родина» и «малая Родина».
· эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России
· продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)
· если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Ход урока.
1. Организация деятельности учащихся.
2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
— Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
— Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
— Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
— Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
— Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?
3.(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.
Вы узнаете:
— чем и кем богато наше Отечество;
— что такое традиции и для чего они существуют.
2.Актуализация опорных знаний
1.Родина, Отечество, матушка
-Как называется наша Родина?
Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.
Видеоролик Слайд 1
— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)
-Почему Родину называют Отечеством?
-Почему Матушкой?
4. На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.
— Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, |
…во сне снится. …Родина — малина. …как мать любимую. …своя сторона. …чем родина наша. …а чужая — мачеха. |
5. Работа с картой Слайд 3
-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?
-Какие города вам известны?
-Назовите столицу России, покажите её на карте?
-Кто является главой нашего государства?
-Какие символы государства тебе известны?
-Как выглядит Российский флаг? (собрать из полосок флаг)
Слайд 4
Ролик «Гимн России»
-Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?
Слайд 5
-Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?
Слайд 6
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
Мы любим свою Родину, и должны быть готовы в любую минуту встать на ее защиту.
6 .Физкультминутка
Ритмичные движения под песню:
Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна,
Вместе — дружная семья.
В слове «мы» — сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
7.Россия – многонациональное государство.
Здесь проживают разные народы.
Какие народы вы знаете?
По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.
В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.
Живут в России разные |
У каждого народа |
Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. У нас у всех – одна.
|
-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?
-Все ли из перечисленных людей русские?
-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
8. Групповая работа
Найдите главную мысль текста
«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.
Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.
Слайд 7
-Что нас объединяет? Групповая работа.
Что нас объединяет?
(подчеркни)
История, наука, погода, язык, земля, традиции, современная музыка, законы.
9 .Традиции народов
У каждого народа – своя культура и свои традиции.
— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
— Запишите данное слово в свой словарик.
Слайд 8
Традиции передавать ценности
Что можно передавать?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ИДЕИ
ЦЕННОСТИ
Материальные Духовные
(они видимы, их можно ощутить, (они невидимы, их чувствуют, их можно купить, они не вечны) их получают в дар, они вечные)
СЕМЬЯ, АВТОМОБИЛЬ, АКВАРИУМ, КВАРТИРА, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, МИР, ЧУТКОСТЬ,
ДОМ, КНИГИ, КОМПЬЮТЕР, ТЕЛЕВИЗОР, ЧЕСТНОСТЬ, КРАСОТА,
ИГРУШКИ, ДЕНЬГИ МИЛОСЕРДИЕ
(подчеркни духовные ценности)
10 .Работа с учебником( с. 4 третий- шестой обзац). Беседа о прочитанном.
11.Закрепление
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
12. Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).
Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».
13.Домашнее задание.
— Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
— Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.
— Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?
Составь рассказ
Создаем книгу «Мои символы России»
Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?
(природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.)
Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно).
Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4).
Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.
14. Подведение итогов урока
-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Чем богата наша страна? (красота природы, ресурсы, культура, люди).
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее. Вы- дети России, вы- надежда и будущее нашей страны.
15. Рефлексия
— У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный; )