Автор: Тимофеева Надежда Васильевна
Урок русского языка в 4 классе по теме:
Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
образовательные: познакомить с правилом правописания безударных падежных
окончаний имён прилагательных женского рода;
научить определять падежи и правильно писать падежные окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
развивающие: отрабатывать умения находить имена прилагательные в тексте и
определять их род, число и падеж;
развивать умения применять правило, действовать по алгоритму;
способствовать развитию умения мыслить нестандартно;
развивать логическое мышление учащихся, устную и письменную
речь, память;
воспитательные: формировать умения сотрудничать при выполнении заданий;
воспитывать внимание и уважение к слову;
воспитывать любовь к родному языку и родной природе;
Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., тетрадь №2 на печатной основе, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в группе, лист самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас на нашем уроке русского языка. А вам, ребята, я желаю успешной, дружной работы.
II. Стадия вызова. Выход на тему урока.
– Я приглашаю всех совершить прогулку в зимний лес и полюбоваться его красотой.
– Составьте рассказ о красоте зимнего леса. Помните, ваше главное орудие – это слово. Задание каждой группе (3-4 предложения)
(Как красив зимний лес! Ветки деревьев осыпаны лёгким серебристым инеем. На алмазной скатерти снегов видны следы лесных жителей. В лучах яркого солнца всё искрится, сверкает, переливается).
– Какая часть речи помогла вам передать красоту зимнего леса? (имена прилагательные)
– Вспомним, что знаем об именах прилагательных и составим кластер (Флипчарт стр.2)
Кластер
Имя прилагательное
часть речи признак какая? какое? изменяется
предмета какой? чьи? по числам и падежам
ед. ч. мн. ч.
втор.член связано с именем по родам
существительным
м.р. ср.р. ж.р.
– Что следует из того, что имя прилагательное в предложении связано с существительным? (какого рода, числа, падежа имя существительное, такого же рода, числа и падежа имя прилагательное, связанное с ним).
– Что даёт нам эта связь? (правильно писать окончания имён прилагательных).
– Окончания имён прилагательных какого рода и в каких падежах мы учились писать на прошлом уроке? (окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах ).
–Правописание окончаний прилагательных в каких падежах мы ещё не изучали?
– Сформулируйте тему урока.
(На доске открывается тема урока, стр.3 флипчарта)
Правописание безударных окончаний
имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
-Давайте определим задачи урока: что узнаем и чему научимся сегодня на уроке.
(Узнаем, на какие вопросы отвечают имена прилагательные ж.р. в этих падежах, научимся правильно писать безударные окончания в этих падежах и узнаем, можно ли вопросу определить падеж имён прилаг. ж.р.)
-А ещё на уроке мы будем учиться видеть красоту природы, попробуем услышать зимнюю природу, взглянуть на неё глазами нашей души, а орудие наше – слово.
III. Стадия осмысления.
а)Работа в тетради
а) Запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
У. Все буквы состоят из элементов, написание некоторых мы сегодня повторим. (Повторение написания прописной и строчной букв З, з на первой строке.).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________
У. Послушайте загадку, а отгадку аккуратно и красиво напишите на следующей строке
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла………………………………….. (Зима)
У. Как ласково называют зиму?
Д. Зимушка
У. Запишите на этой строчке слово зимушка. Какая это часть речи?
Д. Имя существительное.
У. Образуйте от слова зима прилагательное и глагол.
Д. Зимний, зимовать.
У. Запишите в тетради. Выделите корень.
Дети выполняют задание в тетрадях.
У. Какие это слова?
Д. Родственные слова.
У. Слова зимушка и зимний разберите по составу (Взаимопроверка).
б) Работа в группах
У. Подберите к существительному зима, подходящие по смыслу имена прилагательные.
Д. Морозная, снежная, волшебная, сказочная.
У. Каждая группа записывает в тетрадях словосочетание, состоящее из существительного «зима» и, подходящего по смыслу прилагательного, определяет род и число. Просклоняйте эти словосочетания, выделите окончания
1-ая группа: морозная зима
2-ая группа: снежная зима
3-я группа: волшебная зима
4-ая группа: сказочная зима
Д. Женский род, единственное число.
У. Прочитаем по таблице склонение одного из словосочетаний и проверим.
(стр. 4 флипчарта)
И.п. снежная зима
Р.п. снежной зимы
Д.п. снежной зиме
В.п. снежную зиму
Т.п. снежной зимой
П.п. о снежной зиме
– Сделайте вывод об окончаниях имён прилагательных женского рода. На доске открываю запись стр.5
Р.п.
Ж.р. (какой?) Д. п . -ОЙ, -ЕЙ
Т.п.
П.п.
Проверьте по учебнику стр.32 №65
ФИЗ-мин. (Снеговик)
в)Работа с учебником. Стр.33 Упр. №68 (Взаимопроверка)?
— Выпишите из каждого предложения словосочетания, данные в скобках, в нужном падеже. Определите падеж, выделите окончания.
— Над широкой степью (тв. п.), в беленькой рубашке (п.п.), по траве высокой (д.п.), сельской церкви (р.п.), домашней работой (п.п.)
Один ученик выполняет задание на доске
г) Продолжим нашу прогулку по зимнему лесу. Запишем под диктовку предложения, которые так и просятся в душу от увиденной зимней красоты:
В зимнюю пору тихо и красиво в лесу. На лесной поляне в лучах солнца искрится снег. Под пушистой ёлочкой спрятался зайка. Следы птиц ведут к высокой сосне. От жгучей метели белочка спряталась в гнездо. Хороша ты, русская зима!
(потом текст появляется на стр.7)
– Назовите в каждом предложении сочетание существительного с прилагательным.
– Чем вы пользовались, когда писали окончания имён прилагательных? (вопросами)
– Проверим окончания имён прилагательных вопросами.
– Определим число, род, падеж этих словосочетаний.
– Мы ещё раз с вами убедились, что прилагательные во всём согласуются с именами существительными, а их окончания можно проверить вопросами.
– Выпишем прилагательные с существительными, записывая по падежам .(?) (сначала падежи, потом последовательно строчки):
И.п. зима (какая?) русская
Р.п. от метели (какой?) жгучей
Д.п. к сосне (какой?) высокой
В.п. в пору (какую?) зимнюю
Т.п. под ёлочкой (какой?) пушистой
П.п. на поляне (какой?) лесной
– Каким членом предложения являются имена прилагательные, судя по вопросам, которые вы к ним ставили? (вт.чл.)
– Обратите внимание на последнее предложение.
– Подчеркнём главные члены в этом предложении (зима хороша)
– Чем выражено сказуемое? (кратким прилагательным)
– Назовите остальные части речи.
– Каким членом предложения является полное прилагательное? (вт.чл.)
ФИЗ – МИН.
IV. Продолжение работы по теме урока.
а) работа в т.п.о.(?) стр.20 №45, №46
б)самостоятельная работа (задание на карточке)
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж прилагательного, выделите окончания.
О смел… девочк…, с высоко… горы, у старш… сестры, о спортивн… игре, из соседн… деревн…, любовались берёзов… рощей, из син… бумаг… , к стройн… берёз… . (Взаимопроверка)
в) Игра. Дети достают из золотого облачка, спрятавшиеся словосочетания и соединяют с нужным падежом.
-из вечерней газеты, об удивительной истории, по шумной улице, из тёмной чащи, зелёной травкой, с интересной книгой, на новой машине, к старой яблоне, с ледяной горки.
V.Рефлексия.
а)— Давайте ещё раз назовём тему урока
— Удалось нам справиться с поставленными задачами урока?
— Какие задания оказались сложными?
-А какие не вызвали затруднений?
-Что особенно понравилось на уроке?
б) Оцените свою работу на уроке
1. Мне понравился урок. Мне не понравился урок.
2. Сегодня мне было трудно работать, потому что…
Мне было легко работать, потому что…
3. Я участвовал в обсуждении теоретического материала. Я не участвовал в обсуждении теоретического материала.
4. Я не сделал ни одной ошибки в самостоятельной работе (или 1 ош)
Я сделал больше двух ошибок в самостоятельной работе.
5. Считаю, что сегодня я заработал_____________________
VI.Домашнее задание.Стр.32 №65 (устно), №70
VII.Выставление отметок.