Автор: Курносова Анна Валерьевна
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Глагольные суффиксы.
Цель:
Закрепление умения находить глагольные суффиксы в разных формах глаголов.
Задачи:
Обобщить полученные ранее знания.
Формировать умение правильно писать глагольные суффиксы.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: листы-задания для работы в группах, песочные часы, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Запишите заголовок работы (дата, «Классная работа»)
2. Мотивация к учебной деятельности.
Разгадайте ребус. О какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)
Посмотрите, как художник изобразил его. Почему?
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов)
3. Актуализация знаний.
Что вы видите на экране? (глагольные суффиксы)
Можно ли их разделить на группы?
1глагольные суффиксы, которые служат для образования глаголов
2 суффиксы глаголов н.ф.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глагольных суффиксах.
4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Сейчас предлагаю поработать в группах. Займите свои места. Выполните задание.
Работа в группах
Каждая группа получает лист заданий
Х – хранитель времени,
К – контролёр, следит за очерёдностью выполнения задания членами группы;
Д – докладчик, рассказывает о результатах работы группы классу;
О – оценщик, оценивает работу группы;
С – связист, получает задание от учителя и сдаёт его после работы
Проверка работы.
Докладчики по очереди дают ответы на вопросы. Контролёры вносят исправления в лист при наличии ошибок.
В каждой группе записаны (отметьте):
А) родственные слова,
Б) формы одного и того же слова?
На примере 1-ой группы докажите это графически.
(играть,играла, играйте – одна основа)
Назовите формы слов в 1-й группе: _________ , __________ , _________
(н.ф., прош.вр., пов.ф.)
В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? __________ (н.ф.)
Что общего в форме слов 2-го столбика? __________________________ (прош.вр., суффикс –л–)
Чем различаются эти формы? _______________________________________
(окончания – род, число)
Что общего в форме слов 3-го столбика? ___________ (пов.ф.)
Чем различаются эти формы? _______________________________________
(суффиксы, окончания – число)
Обозначьте и запишите суффиксы, выделенные в словах 1-го столбика. Дайте им характеристику. _______________ – это суффиксы _________________
(–ть, -ти, -чь – суффиксы н.ф.)
Обозначьте и запишите суффикс, выделенный в словах 2-го столбика. Дайте ему характеристику. _______________ – это суффикс _________________
(–л– – суффикс прош.вр.)
Обозначьте и запишите суффиксы, выделенные в словах 3-го столбика. Дайте им характеристику. _______________ – это суффиксы _________________
(–и-, -й- – суффиксы пов.ф.)
Допишите в каждую строку глаголы в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица. Обозначьте окончания и основы слова этой группы глаголов.
Почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? _________________________________________________________________
(они образуют формы одного и того же слова)
Какими суффиксами можно дополнить таблицу на экране? _______________________
(формообразующими – прош.вр., пов.ф.)
Оцените работу вашей группы.
Займите свои места. В тетради на полях нарисуйте смайлик, который выбрала ваша команда.
5. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Работа в парах
С.98, упр.101. Прочитайте задание.
Предлагаю выполнить эту работу поэтапно. Сначала поработаем в парах за партой. Чётные номера парт поработают со словами красный, зима, нечётные – синий, ночь. Образованный глагол должен стоять в н.ф. Выполните работу по образцу на экране:
Проверьте выполнение своей работы (на экране). Исправьте ошибки.
Какие были затруднения?
По образцу выполните работу с остальными словами.
Взаимопроверка в парах.
Оцените свою работу, поставив смайлик на полях.
Для дальнейшей работы разделите строку на три части.
С.99, упр.103. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик глаголы из скобок, поставив их форму прош.вр. ед.ч. м.р.
Самопроверка (на экране).
Какой суффикс вы использовали при образовании форм слов?
Понаблюдайте за глагольными суффиксами в н.ф. глаголов (в тексте из учебника) и в формах прошедшего времени (в тетради), сделайте вывод о их правописании.
Какой из словообразовательных суффиксов является «ошибкоопасным»?
Оцените свою работу, поставив смайлик под столбиком слов.
Запишите глаголы во 2-й столбик, вставив пропущенные глагольные суффиксы.
Давайте проверим работу. Расскажите, как вы рассуждали, чтобы правильно вписать пропущенные глагольные суффиксы.
· Ставлю в н.ф. · Если гл.суффикс безударный, сверяюсь с орф.словарём. |
|
Проверьте написание остальных слов. Оцените, поставив смайлик под 2-ым столбиком слов.
Сравните свою оценку с предыдущей. Они совпали?
Почему предыдущую работу было выполнить легче? (суффикс был в ударной позиции)
Выполните такую работу ещё раз, записав глаголы в третий столбик.
Проверьте свою работу (на экране).
Оцените эту часть работы, поставив смайлик под третьим столбиком слов.
Если при выполнении работы вы воспользовались помощью орф. словаря, поставьте рядом со смайликом воскл.знак.
Как вы думаете, почему улыбающихся смайликов в третьей части работы стало больше, чем во второй?
6. Домашнее задание: С.100/у, упр.105.
7. Осуществление рефлексии.
Оцените свою работу на уроке в целом. Какой из смайликов вы для себя выберете? Обоснуйте.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГРУППА __
Откройте учебник на с.97, прочитайте задание к упр.100.
Поочередно читайте и письменно отвечайте на вопросы или выбирайте подходящие ответы.
1) играть, играла, играйте; ________ , _______
2) кричать, кричал, кричи; ________ , _______
3) беречь, берегли, береги; ________ , _______
4) нести, несла, неси. ________ , _______
В каждой группе записаны (отметьте):
А) родственные слова,
Б) формы одного и того же слова?
На примере 1-ой группы докажите это графически.
Назовите формы слов в 1-й группе: _________ , __________ , _________
В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? __________
Что общего в форме слов 2-го столбика? __________________________
Чем различаются эти формы? _______________________________________
Что общего в форме слов 3-го столбика? ___________
Чем различаются эти формы? _______________________________________
Обозначьте и запишите суффиксы, выделенные в словах 1-го столбика. Дайте им характеристику. _______________ – это суффиксы _________________
Обозначьте и запишите суффикс, выделенный в словах 2-го столбика. Дайте ему характеристику. _______________ – это суффикс _________________
Обозначьте и запишите суффиксы, выделенные в словах 3-го столбика. Дайте им характеристику. _______________ – это суффиксы _________________
Допишите в каждую строку глаголы в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица. Обозначьте окончания и основы слова этой группы глаголов.
Почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? _________________________________________________________________
Какими суффиксами можно дополнить таблицу на экране? __________________________________________________________________
Сверьте выполнение работы с эталоном (образцом) на экране.
Оцените работу вашей группы, выбрав подходящие для этого высказывания (отметьте):
___ Мы работали дружно, каждый выполнял свои обязанности.
___ Мы не всегда могли договориться друг с другом.
___ Мы часто ссорились, выполняя задания.
___ Мы выполнили задания правильно.
___ Мы старались, но получилось пока не всё.
___ Пока испытываем трудности.
САМОАНАЛИЗ
Данный урок является уроком рефлексии.
Его цель: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и при необходимости их скорректировать.
На уроке использовался системно-деятельностный подход. Моя роль заключалась в руководстве процессом работы на уроке. Основная же деятельность принадлежала детям.
Я посчитала целесообразным начать урок с групповой работы, в ходе которой учащиеся повторили теоретические знания, привели их в систему. Эта работа достаточно трудоёмка, и ребятам в группе выполнять её было легче.
Группы сформированы заранее по принципу «пригласи в команду товарища, с которым тебе будет комфортно работать». В группе ребята самостоятельно распределили роли:
связист, получает задание от учителя и сдаёт его после работы;
хранитель времени, следит за временем выполнения задания;
контролёр, следит за очерёдностью выполнения задания членами группы, вносит исправления при проверке работы;
докладчик, рассказывает о результатах работы группы классу;
оценщик, оценивает работу группы.
Детям такая работа очень нравится, т.к. они все включены в деятельность, мотивированы на успех. При подведении итога групповой работы все команды оценили свои труды объективно.
На этапе осуществления самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу была организована работа в парах. Здесь учащиеся получили большую долю самостоятельности, но при этом продолжали чувствовать себя комфортно, поскольку была возможность обсудить выполнение работы с соседом по парте, избежать затруднений.
Был отработан алгоритм действий, выполнен образец работы и проверен вместе. И только после этого сделана работа по образцу. Это создало ситуацию успеха.
На заключительном этапе урока учащиеся работали индивидуально. Я старалась подобрать задания так, чтобы их поставить в затруднительное положение, в результате решения которого дети должны были «научиться на своих ошибках», т.е. скорректировать свои знания.
Каждый этап работы на уроке заканчивался рефлексией. Осуществлять мне её помогали критерии оценивания в виде смайликов.