Автор: Минкина Людмила Анатольевна
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Номер урока: 1
Тема: « Буквы и-ы после ц»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация
Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, беседа, дифференцированные задания
Основные понятия: морфема, окончание, суффикс, корень, буква, звук
Оборудование: мультимидийное оборудование, учебник, личные справочники обучающихся.
Педагогические технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Содержательная цель: познакомить с правописанием букв ы-и после ц
Деятельная цель: формирование умения выделять главное, самостоятельно формулировать правило и закреплять его в виде модели.
Задачи урока:
Предметные:
1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.
2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.
Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
владеть приёмами отбора и систематизации материала;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
преобразовывать информацию (текст, правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.
2. Регулятивные УУД:
искать пути решения учебной задачи;
самостоятельно решать предложенные учебные задачи;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные УУД:
строить связное монологическое высказывание;
представлять результат своей деятельности;
Личностные:
1. Формировать адекватную самооценку
2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни
3. Прививать интерес к познавательной деятельности
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать состав слова, уметь соотносить правописание букв ы-и после ц с морфемами в слове
Личностные (Л): формирование умения применять орфографические правила в повседневной жизни, привитие интереса к познавательной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные (Р): умение планировать, искать пути решения поставленной задачи, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
познавательные (П): общеучебные – осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; логические – владение основами смыслового чтения, умение выделять существенную информацию из правила;
коммуникативные (К): формулирование собственного мнения и позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; владение монологической и диалогической формами речи.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности |
— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. В центре внимания будет буква….. Отгадайте, какая?
На шутливый мой вопрос Кто отметит, кстати: что у Цапли впереди, А у зайца сзади?
Вы все правильно ответили на шуточный вопрос, надеюсь, у вас не будет трудности освоить новое правило. Желаю успеха!
Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
|
Настраиваются на урок
Отгадывают загадку. |
Приветствие учителя.
Занимательное задание (мотивация)
|
Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне (Л)
Привитие интереса к познавательной деятельности(Л)
|
1. Этап актуализации и пробного учебного действия.
|
Стихотворение (слайд1) Цыпленок в цирке выступал, Какое правило мы будем сегодня изучать? Для чего вам необходимо знать это правило? Сейчас вы сможете его сформулировать?
|
Читают стихотворение. Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Примерные ответы:
— Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. — Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц — Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»
Пробуют формулировать |
Использование ИКТ.
Формулировка и фиксация темы и целей урока.
|
Осознанное построение речевого высказывания (П) Целеполагание (Р) |
Этап выявления места и причин затруднения. |
— Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы) — А посмотрите, как написано? (Цы и ци.) — Почему?
|
Отвечают на вопросы. |
Беседа. |
Умение вести диалог (К) |
2. Этап построения проекта выхода из затруднения.
|
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Назовите слова с ы и И после ц ( цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы). –Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? На что, как вы думаете, нужно обратить внимание при написании этих слов. Кто может самостоятельно сформулировать правило?
|
Исследуют теоретический материал, работая, обсуждают, находят пути решения задания
|
Анализ языкового материала |
Выведение понятия (П) |
3. Этап реализации построенного проекта.
|
Организует коллективную работу по открытию нового знания: классу предлагается систематизировать материал в виде схемы, составить алгоритм.
Рассмотрите схему правописания букв Ы-И после сформулируйте самостоятельно правило. Немного истории: В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.
Слова – исключения: Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!» (слайд 3)
Давайте проверим себя и обратимся к правилу на с.128
|
Правописание Ы—И после Ц (слайд 2)
1. Слова на –ция? да нет / \ станция 2. В какой части слова буква? / \ В окончании, в корне В суффиксе \ / 3. Слово-исключение? Ы / \ улицы да нет куцый / \ Синицын Ы И Цыган цирк На цыпочках цифры Цыплёнок Цыц Цыкнуть
Учащиеся анализируют схему «Буквы Ы-И после Ц и формулируют правило.
|
Создание алгоритма. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
4. Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.
|
Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух). Как легче запомнить правило, так как оно записано в учебнике или в виде схем?
|
Читают, анализируют, отвечают.
|
Работа с учебником
|
Умение выделять существенную информацию из правила (П)
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Выполните упражнение 357. Распределите предложенные слова на 2 группы, опираясь на изученное правило. На какие две группы разделите слова.
Упр.358 выполняем в парах (игра «Кто больше) |
Работают с учебником. Выполняют задание с проговариванием по алгоритму. Затем самопроверка
Диктуют друг другу слова. |
Выполнение упражнений на изученное правило.
Игровая форма работы. |
Развитие навыка правописания (П)
Планирование учебного сотрудничества с одноклассником (К) |
5. Этап включения в систему знаний и повторения.
|
Вставьте нужную букву, 1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. . 2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница! 3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки. 4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой. 5. Отец привез детям гостинц.. . 6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
-А теперь поменяемся ролями. На экране записаны слова. Одно из них я загадаю, а вы задаёте мне такие вопросы, на которые я вам буду отвечать «да» или «нет», пока не отгадаете слово (слайд 5) Циркуль, цинга, информация, циклон, цикл, цыкнуть, страницы, ситуация, Царицыно, проказницы |
Учащиеся записывают предложения или только слово, объясняют орфограмму. Объяснение лексического значения непонятных слов.
Участвуют в игре «Да» — «нет», продумывают вопросы, включаются в мыслительную деятельность
Примерные вопросы: — В слове после Ц пишется и? -Нет -В слове после Ц пишется ы? -Да — Это слово пишется по правилу: «ы после ц пишется в окончании и суффиксе»? -Нет. Ответ: цыкнуть |
Применение грамматического правила при написании слов.
Игровая форма работы. |
Формирование умения применять орфографические правила в повседневной жизни (Л)
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем (К)
|
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
|
Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей
Предлагает разноуровневые задания: 1.Написать рассказ на тему «В цирке», используя слова на данную орфограмму 2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц» 3.Выполнить 361 упражнение из учебника
|
Анализируют деятельность по достижению цели. Ответы на вопросы: — Я узнал… — Я смог… — Я научился.. — Я смог применить
Записывают домашнее задание.
|
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности.
Самооценка деятельности. Определение степени успешности. |
Соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы (Р)
Дифференцированное задание (Л) |