Уроки литературы в средней школе в контексте требований ФГОС нового поколения.

Автор: Кириченко Анна Григорьевна

                                                                                                                  МОБУ СОШ № 19 г. Сочи

СТАТЬЯ  (ПУБЛИКАЦИЯ) 

  «УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Подготовила преподаватель 

русского языка и литературы:

 Кириченко А.Г. 

Сочи, 2024 год.

Учебный предмет « Литература»   занимает важное место в учебном плане средней школы. Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю.

Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.

Целью данной статьи является разъяснение для современного преподавателя русского языка и литературы проблем преподавания предметов в условиях обновлённого ФГОС.

Задачи данной публикации:   — ознакомиться с изменениями в ФГОС;     

 — определить, в чем особенность примерных рабочих программ по литературе; 

 — рассмотреть требования к планируемым результатам обучающихся;             

 — познакомить учителей-словесников с возможностями портала «Единое содержание общего образования».

Что такое ФГОС Стандарт и зачем он нужен:

«Стандарт обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьёй и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования. Необходимо отметить, что достигается единство образовательного пространства, в том числе и обеспечением преподавания в общеобразовательных организациях на государственном языке, которым в Российской Федерации является русский язык.»                                                                           Также Стандарт обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации.

Новое в ФГОС:  

 единый список произведений с закреплением по годам;   

формулировки личностных результатов, связанные с развитием эмоционального интеллекта;                                                                                   

  новый стандарт переносит акцент с результата обучения на процесс;            

  контролировать процесс становится гораздо легче. 

Стандартизация: содержит подробный список того, что школьники должны изучать в обязательном порядке с точным указанием, в каком классе что именно и даже как.

Документы для словесника :

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».                                                                        — Универсальный кодификатор распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по литературе (одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 12.04.2021 г. №1/21).                                Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.04.2016 г. № 637-р).                                                                   Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.06.2017 г. № 1155-р).                                            Примерная программа воспитания (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019; утв. решением ФУМО по общему образованию. Протокол от 2.06.2020 №2/20).

Структура примерных рабочих программ: 

1. Пояснительная записка, включающая общую характеристику и содержание учебного предмета, цели его изучения и место в учебном плане.                         2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы (личностные, метапредметные, предметные), включающие раздел «Тематическое планирование».

Изменения в примерных рабочих программах: 

1. Планируемые результаты освоения программы — личностные и метапредметные — представлены не в общем виде, как было в предыдущих рабочих программах, а в преломлении через учебный предмет, с учётом специфики изучения русского языка и литературы.                                         2. Скорректированы предметные планируемые результаты, которые представлены по годам обучения (по классам).                                               3. В соответствии с ФГОС ООО и Универсальным кодификатором уточнено содержание учебных предметов «Русский язык» и «Литература».                4. Впервые представлено примерное тематическое планирование с указанием тем, их основного содержания и основных видов деятельности обучающихся.    5. Впервые в количество учебных часов на изучение программы по литературе заложены резервные часы, дающие возможность учителю распределить их по необходимости, например, на расширение тематического материала и пр.

Цели литературного образования: 

 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; v        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;     культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;                                                                                             — устной и письменной речи учащихся;                                                             v освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;                                                                                             — формирование общего представления об историко-литературном процессе; — совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;              написания сочинений различных типов;                                                              — поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Предметные результаты формулируются через умения:

определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);                             — владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет;         — выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);                                                                                                                     характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);                                                                                          — оценивать систему персонажей (6–7 кл.);                                                             — находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);                                                                                                                      — выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);                                   — определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);                                                                                                                              — объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);                — выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;                                                                                                                          — анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);             — выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своём уровне);                                                                          — пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;                                                                                           — представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своём уровне);                                                      — вести учебные дискуссии (7–9 кл.);                                                                       — собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своём уровне);                            — выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своём уровне);       выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 классы);                                                                                      — ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);                                                                                                — пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своём уровне) (ФГОС ООО, 2010, 31).

Личностные результаты. 

 Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.                                                                                                      Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.

Гражданское воспитание:                                                                                          — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;                              — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;                                                                                 — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;                                                                                       — представление о способах противодействия коррупции;                                                                                                                   — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней)

Патриотическое воспитание:                                                                          осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;                                                           — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;                 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственное воспитание:                                                                   — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;                                                                                                            — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;                                                                          активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетическое воспитание:                                                                                      восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;                                                                                                          — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;                           — стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:                                                                      — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и  читательский опыт;                                                                                                          — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);                                                                                                             — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;                                                                                      — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;                    — умение принимать себя и других, не осуждая;                                                 — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;                                                               — умение управлять собственным эмоциональным состоянием;                         — формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:                                                                                              установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;                                                                                                            — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;                                       уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;                                       — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В результате такого подхода формируется возможность достижения следующих метапредметных результатов:

Базовые логические действия:                                                                    — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);    устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать снования для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;   — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;               — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;                                                                                             — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;                                                                                      — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;                                                                                                          — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;                                                                                                                 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:                                                           — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;                                                                                  — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;                                                                                                   — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;                                              — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;                                                                                                                            — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);                                                                            — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;                                                      — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;                                                                                                                     — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Работа с информацией:                                                                                      — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;                                             — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;                                                                                                        находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;                   — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;                  — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;                  — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

 Общение:                                                                                                              — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;                                                                               — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;               распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;                                                                                    понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;                                        — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;                                                    — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;                                                                — публично представлять результаты выполненного опыта литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);                                    — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Коммуникативные компетенции:                                                                                                 — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;                                                                                                                                   — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;                                                               — уметь обобщать мнения нескольких людей;                                                         — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;          планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);      выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;                                                                                                                               — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Современный урок литературы в условиях введения ФГОС  нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:           —мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);                                                                           —целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);                                                                        —осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);                                       —взаимопроверка, взаимоконтроль;                                                                            —рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). 

 

Какие же  требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС:                                                                                         — хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

в центре внимания урока — дети;

— учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространён объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

 

Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока литературы: Определить место данного урока в системе уроков.

Определить основные понятия, термины, виды деятельности, виды и формы контроля.                                                                                                             Сформулировать цели ученика и цели учителя.

Сформулировать концепцию урока.

Продумать логику урока в соответствии с его типом или технологией.

Отобрать необходимый инструментарий (методы, приёмы, учебные задачи, обеспечивающие предметные и метапредметные результаты обучения).

Требования к учителю:

Чётко и точно формулирует задания.

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

Не повторяет задание 2 раза.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Подбирает комплексные задания.

 

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания литературы. Надо понимать, что дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети – будущие лидеры – являются главными действующими лицами на уроке сегодня. Наша задача сегодня – породить желание читать.

 

В помощь учителю-словеснику:                                                                       сайт сообщества учителей русского языка и литературы «Про школу»;            методический портал учителя «Методсовет», справочно-информационный портал «Грамота.ру»;                                                                                                — образовательный журнал «Текстология», где собраны сведения по русскому языку и литературе, публикуются новости из области культуры и образования, размещены разные виды словарей;                                                   — сайт «Best-language», где кратко представлены правила русского языка и задания к ним, позволяющие быстро получить правильный ответ;                     — сетевую версию газеты «Литература», конспекты уроков из приложения «Открытый урок».                                                                                    Цифровую поддержку учителям-филологам оказывает «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», информационные ресурсы для уроков литературы представлены на сайте «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». которые содержат актуальные материалы для уроков литературы.  Телеканал «Знание» предлагает видеоуроки по творчеству некоторых писателей и поэтов ХХ века. «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа»

Список используемой литературы: 

1. Конструирование современного школьного урока в системе бимодального обучения: «Слайд-урок» : учебно-методическое пособие / И. В. Сергиенко, Н. С. Сытина, Н. А. Баринова, Р. Ф. Габбасов. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. – 164 с. – ISBN 978-5-906958-08-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/96823 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.

2. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – -: КАРО, 2017. – 144 c. – ISBN 978-5-9925-0900-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/100884.html (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. Текст: электронный.                                                                                                              3. Муштавинская, И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования : методическое пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 176 с. – ISBN 978-5-9925-1355-4. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992513554.html (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.                                                                                                 4. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / Е. В. Белоглазова, Н. В. Винокурова, С. Н. Горшенина [и др.] ; под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. – Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. – 252 с. – ISBN 978-5-8156-0837-5. – URL: https://e.lanbook.com/book/128968 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.        5. Материалы вебинара Андреевой О.С. «Обновленный ФГОС ООО: векторы совершенствования преподавания литературы.

 

 

×
×