Автор: Кириченко Анна Григорьевна
МОБУ СОШ № 19 г. Сочи
СТАТЬЯ (ПУБЛИКАЦИЯ)
«УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Подготовила преподаватель
русского языка и литературы:
Кириченко А.Г.
Сочи, 2024 год.
Учебный предмет « Литература» занимает важное место в учебном плане средней школы. Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю.
Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.
Целью данной статьи является разъяснение для современного преподавателя русского языка и литературы проблем преподавания предметов в условиях обновлённого ФГОС.
Задачи данной публикации: — ознакомиться с изменениями в ФГОС;
— определить, в чем особенность примерных рабочих программ по литературе;
— рассмотреть требования к планируемым результатам обучающихся;
— познакомить учителей-словесников с возможностями портала «Единое содержание общего образования».
Что такое ФГОС Стандарт и зачем он нужен:
— «Стандарт обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьёй и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования. Необходимо отметить, что достигается единство образовательного пространства, в том числе и обеспечением преподавания в общеобразовательных организациях на государственном языке, которым в Российской Федерации является русский язык.» Также Стандарт обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации.
Новое в ФГОС:
— единый список произведений с закреплением по годам;
— формулировки личностных результатов, связанные с развитием эмоционального интеллекта;
— новый стандарт переносит акцент с результата обучения на процесс;
— контролировать процесс становится гораздо легче.
Стандартизация: содержит подробный список того, что школьники должны изучать в обязательном порядке с точным указанием, в каком классе что именно и даже как.
Документы для словесника :
— Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — — Универсальный кодификатор распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по литературе (одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 12.04.2021 г. №1/21). — — Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.04.2016 г. № 637-р). — — Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.06.2017 г. № 1155-р). — — Примерная программа воспитания (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019; утв. решением ФУМО по общему образованию. Протокол от 2.06.2020 №2/20).
— Структура примерных рабочих программ:
1. Пояснительная записка, включающая общую характеристику и содержание учебного предмета, цели его изучения и место в учебном плане. 2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы (личностные, метапредметные, предметные), включающие раздел «Тематическое планирование».
Изменения в примерных рабочих программах:
1. Планируемые результаты освоения программы — личностные и метапредметные — представлены не в общем виде, как было в предыдущих рабочих программах, а в преломлении через учебный предмет, с учётом специфики изучения русского языка и литературы. — 2. Скорректированы предметные планируемые результаты, которые представлены по годам обучения (по классам). — 3. В соответствии с ФГОС ООО и Универсальным кодификатором уточнено содержание учебных предметов «Русский язык» и «Литература». — 4. Впервые представлено примерное тематическое планирование с указанием тем, их основного содержания и основных видов деятельности обучающихся. 5. Впервые в количество учебных часов на изучение программы по литературе заложены резервные часы, дающие возможность учителю распределить их по необходимости, например, на расширение тематического материала и пр.—
Цели литературного образования:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; v — развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; — культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; — устной и письменной речи учащихся; v — освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; — формирование общего представления об историко-литературном процессе; — совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; — написания сочинений различных типов; — поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
— Предметные результаты формулируются через умения:
— определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); — владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; — выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); — — характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); — оценивать систему персонажей (6–7 кл.); — находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); — выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.); — определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.); — объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.); — выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; — анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.); — выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своём уровне); — пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; — представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своём уровне); — вести учебные дискуссии (7–9 кл.); — собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своём уровне); — выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своём уровне); — выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 классы); — ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); — пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своём уровне) (ФГОС ООО, 2010, 31).
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. — Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Гражданское воспитание: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней)
Патриотическое воспитание: — — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — — стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: — — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — — умение принимать себя и других, не осуждая; — — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — умение управлять собственным эмоциональным состоянием; — — формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В результате такого подхода формируется возможность достижения следующих метапредметных результатов:
— Базовые логические действия: — — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); — — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать снования для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: — — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; — — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией: — — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
— Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Коммуникативные компетенции: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: —мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); —целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); —осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); —взаимопроверка, взаимоконтроль; —рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС: — хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
— учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока;
— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
— вывод делают сами учащиеся;
— минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
— в центре внимания урока — дети;
— учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
— умение демонстрировать методическое искусство учителя;
— планирование обратной связи;
— урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространён объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока литературы: Определить место данного урока в системе уроков.
Определить основные понятия, термины, виды деятельности, виды и формы контроля. Сформулировать цели ученика и цели учителя.
Сформулировать концепцию урока.
Продумать логику урока в соответствии с его типом или технологией.
Отобрать необходимый инструментарий (методы, приёмы, учебные задачи, обеспечивающие предметные и метапредметные результаты обучения).
Требования к учителю:
Чётко и точно формулирует задания.
Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
Не повторяет задание 2 раза.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания.
В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания литературы. Надо понимать, что дети сегодня развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий и многих других «премудростей», надо осознавать, что нынешние дети – будущие лидеры – являются главными действующими лицами на уроке сегодня. Наша задача сегодня – породить желание читать.
В помощь учителю-словеснику: — — сайт сообщества учителей русского языка и литературы «Про школу»; — методический портал учителя «Методсовет», справочно-информационный портал «Грамота.ру»; — образовательный журнал «Текстология», где собраны сведения по русскому языку и литературе, публикуются новости из области культуры и образования, размещены разные виды словарей; — сайт «Best-language», где кратко представлены правила русского языка и задания к ним, позволяющие быстро получить правильный ответ; — сетевую версию газеты «Литература», конспекты уроков из приложения «Открытый урок». — Цифровую поддержку учителям-филологам оказывает «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», информационные ресурсы для уроков литературы представлены на сайте «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». которые содержат актуальные материалы для уроков литературы. Телеканал «Знание» предлагает видеоуроки по творчеству некоторых писателей и поэтов ХХ века. «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа»
Список используемой литературы:
1. Конструирование современного школьного урока в системе бимодального обучения: «Слайд-урок» : учебно-методическое пособие / И. В. Сергиенко, Н. С. Сытина, Н. А. Баринова, Р. Ф. Габбасов. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. – 164 с. – ISBN 978-5-906958-08-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/96823 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
2. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – -: КАРО, 2017. – 144 c. – ISBN 978-5-9925-0900-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/100884.html (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. Текст: электронный. 3. Муштавинская, И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования : методическое пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 176 с. – ISBN 978-5-9925-1355-4. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992513554.html (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный. 4. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / Е. В. Белоглазова, Н. В. Винокурова, С. Н. Горшенина [и др.] ; под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. – Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. – 252 с. – ISBN 978-5-8156-0837-5. – URL: https://e.lanbook.com/book/128968 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный. 5. Материалы вебинара Андреевой О.С. «Обновленный ФГОС ООО: векторы совершенствования преподавания литературы.