Автор: Индичекова Татьяна Александровна
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – является способом ознакомления с окружающим миром. Играя, он познает форму, свойства материала, цвета, изучает растительный и животный мир, пространственные отношения, числовые отношения. Кроме того, в процессе дидактической игры воспитывается сообразительность, изобретательность, инициатива. Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н. Кругликов).
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 – е годы. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.В. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (А.И.Сорокина, О.М.Дьяченко, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др.) были направлены на создание серии игр для полноценного развития дошкольников.
А.К. Бондаренко характеризует дидактическую игру, как сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры– различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Так А.И. Бондаренко предлагает все дидактические игры разделить на три вида. Рассмотрим их особенности и возможности для развития воображения детей. Игры с предметами (игрушками, предметным материалом) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.В ходе данного вида игр ребенок формирует представления о предметах и их особенностях, что является основой для воображения.
Настольно — печатные игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные рисунки, лото, домино, лабиринты, разрезные рисунки, кубики, пазлы. Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки» создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр — не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных, оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Например, такие игры как: «Придумай историю», «Так не бывает», «Продолжи рисунок и расскажи». Опираясь на образы из прошлого опыта (прослушивание сказок, просмотр мультфильмов и др.) не только могут дополнять содержание сюжета, но и создавать собственные сюжет и ситуации.
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр. Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.Дошкольникам представляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию, что способствует развитию воображения, мотивирует к активному участию в развитии сюжета, обогащению игровых действий.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности– короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. В таких играх как: «Разложи по порядку», «Что выражает лицо», «Чудесный мешочек» ребенок не только определяет последовательность событий, но обогащает свой опыт новыми образами.
Игры-предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. В ходе игры ребенок комбинируя различные образы, создает новые не реальные.
Игры-загадки имеют особенности содержания – это логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Загадка как всякая задача активизирует воображение, побуждает ребёнка искать решение, которое может быть новым и необычным опытом. В ходе игр – загадок дети пополняют свой опыт использования образов.
В основе игры-беседы лежит общение, побуждают непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Дети создают новые образы и изображения, опираясь на собственные фантазии.
А.И. Сорокина утверждает, что независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других игр и упражнений. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного процесса. Определяется воспитателем и отображает его общую деятельность. Структурным элементом игры игровая задача. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает, как определенное достижение.
Рассмотрим условия использования дидактической игры для развития воображения детей с нарушением ОДА. Под условиями в психолого-педагогическом словаре понимают внешние или внутренние факторы, определяющие успешность какой-либо деятельности.
Для развития воображения детей необходимо расширить их познавательный опыт, дать детям преставления мире предметов и явлений, их свойствах и особенностях. Данные представления будут являться основой для образов воображения, поэтому необходимо предлагать детям игры познавательной направленности. В ходе игры педагог должен использовать различные методы и приемы мотивации детей – практические, наглядные и словесные методы. Для объяснения правил игры нужно использовать правильное сочетание наглядности и слова воспитателя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату.
Для того, чтобы дидактические игры были эффективны для воображения дошкольников важно продуманно подойти к подбору дидактических игр и игровых заданий для детей. Необходимо предлагать детям дидактические игры, интересные и занимательные по содержанию, ориентированные на зону актуального и ближайшего развития. Это повысит мотивированность детей на их использование и желание играть в эти игры уже самостоятельно.
Педагог должен учитывать специфические структурные нарушения познавательной и двигательной деятельности детей с ДЦП. Дети испытывают трудности при восприятии предметов, атрибутов для игр в связи с нарушениями фиксации взора, поэтому целесообразно давать детям предметы в руки, использовать индивидуальный раздаточный материал. Детям с ДЦП нужно время для осмысления задания, поэтому не нужно их торопить, дать время для обдумывания ответа. У детей с церебральным параличом встречаются нарушения слухового восприятия, они выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Поэтому следует уточнять для детей содержание игрового материала – описывать его, давать в руки для знакомства. Игры со звучащими игрушками (свисток, барабан, губная гармошка, бубны и т.п.) использовать с осторожностью. Наблюдать за реакциями детей, определять степень их комфортности. Дети с ДЦП постепенно включаются в деятельность, испытывают выраженную осторожность, поэтому следует вначале предлагать им более простые задания, а уже потом — постепенно задачи. Нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание предметных изображений, поэтому следует продумать наглядность к дидактическим играм – точность изображения, реалистичность, акцентирование значимых деталей. При трудностях фиксации взора вкладывают в руку ребенка какой-нибудь предмет, позднее — открытку, картинку, и предлагают посмотреть, узнать и назвать предмет, вложенный в руку.
Входе проведения игры педагог должен быть активным участником, так как в процессе игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Активное заинтересованное участие взрослого в игре создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. Целесообразно использовать индивидуальные и подгрупповые формы организации игровой деятельности, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире. Формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются способности к саморегуляции. Необходимо давать простые указания, используя короткие предложения.
Важно регламентировать игровую деятельность по времени, потому что дети с ДЦП повышено утомляемы и на начальном этапе продолжительность игры не должна превышать 10 – 20 мин., постепенно время проведения игровых действий увеличивается и достигает 35 мин. и более в старшем возрасте.
Необходимо наполнить игровую среду группы, пополнить содержанием игровой уголок, предусмотреть свободный доступ детей к игровым атрибутам, чтобы дети могли использовать их в свободной деятельности. У детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии.
Важно каждое игровое действие сопровождать речью воспитателя. Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт, а также обеспечивает понимание детьми содержание игровой инструкции. помнить, что речь педагога способствует обогащению словаря и совершенствованию игровых действий.
Необходимо учитывать двигательные возможности детей — воспитатель оказывает помощь в захватывании и удержании игрушки, направленному движению с ней. Следует помнить, что ребенок включается в игру, лишь планируя игровые действия, давая им оценку, сопровождая их речью в том случае, если он ни самостоятельно, ни с помощью, не может выполнить координированных действий с предметами;- самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием и оценкой под руководством воспитателя.
Важно помнить о том, что игры должны вызывать только положительные эмоции и оказывать благоприятное влияние на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры–различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача (дидактическая и игровая), игровые действия, правила и результат. Необходимо обеспечить создание условий использования дидактической игры для развития воображения детей с ДЦП: подбор дидактических игр и игровых занятий, использование различных методов и приемов мотивации детей (практические, наглядные и словесные методы),регламентировать игровую деятельность по времени, игровые действия сопровождать речью воспитателя, эмоциональный настрой.
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – является способом ознакомления с окружающим миром. Играя, он познает форму, свойства материала, цвета, изучает растительный и животный мир, пространственные отношения, числовые отношения. Кроме того, в процессе дидактической игры воспитывается сообразительность, изобретательность, инициатива. Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н. Кругликов).
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 – е годы. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.В. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (А.И.Сорокина, О.М.Дьяченко, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др.) были направлены на создание серии игр для полноценного развития дошкольников.
А.К. Бондаренко характеризует дидактическую игру, как сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры– различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Так А.И. Бондаренко предлагает все дидактические игры разделить на три вида. Рассмотрим их особенности и возможности для развития воображения детей. Игры с предметами (игрушками, предметным материалом) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.В ходе данного вида игр ребенок формирует представления о предметах и их особенностях, что является основой для воображения.
Настольно — печатные игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные рисунки, лото, домино, лабиринты, разрезные рисунки, кубики, пазлы. Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки» создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр — не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных, оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Например, такие игры как: «Придумай историю», «Так не бывает», «Продолжи рисунок и расскажи». Опираясь на образы из прошлого опыта (прослушивание сказок, просмотр мультфильмов и др.) не только могут дополнять содержание сюжета, но и создавать собственные сюжет и ситуации.
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр. Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.Дошкольникам представляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию, что способствует развитию воображения, мотивирует к активному участию в развитии сюжета, обогащению игровых действий.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности– короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. В таких играх как: «Разложи по порядку», «Что выражает лицо», «Чудесный мешочек» ребенок не только определяет последовательность событий, но обогащает свой опыт новыми образами.
Игры-предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. В ходе игры ребенок комбинируя различные образы, создает новые не реальные.
Игры-загадки имеют особенности содержания – это логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Загадка как всякая задача активизирует воображение, побуждает ребёнка искать решение, которое может быть новым и необычным опытом. В ходе игр – загадок дети пополняют свой опыт использования образов.
В основе игры-беседы лежит общение, побуждают непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Дети создают новые образы и изображения, опираясь на собственные фантазии.
А.И. Сорокина утверждает, что независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других игр и упражнений. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного процесса. Определяется воспитателем и отображает его общую деятельность. Структурным элементом игры игровая задача. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает, как определенное достижение.
Рассмотрим условия использования дидактической игры для развития воображения детей с нарушением ОДА. Под условиями в психолого-педагогическом словаре понимают внешние или внутренние факторы, определяющие успешность какой-либо деятельности.
Для развития воображения детей необходимо расширить их познавательный опыт, дать детям преставления мире предметов и явлений, их свойствах и особенностях. Данные представления будут являться основой для образов воображения, поэтому необходимо предлагать детям игры познавательной направленности. В ходе игры педагог должен использовать различные методы и приемы мотивации детей – практические, наглядные и словесные методы. Для объяснения правил игры нужно использовать правильное сочетание наглядности и слова воспитателя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату.
Для того, чтобы дидактические игры были эффективны для воображения дошкольников важно продуманно подойти к подбору дидактических игр и игровых заданий для детей. Необходимо предлагать детям дидактические игры, интересные и занимательные по содержанию, ориентированные на зону актуального и ближайшего развития. Это повысит мотивированность детей на их использование и желание играть в эти игры уже самостоятельно.
Педагог должен учитывать специфические структурные нарушения познавательной и двигательной деятельности детей с ДЦП. Дети испытывают трудности при восприятии предметов, атрибутов для игр в связи с нарушениями фиксации взора, поэтому целесообразно давать детям предметы в руки, использовать индивидуальный раздаточный материал. Детям с ДЦП нужно время для осмысления задания, поэтому не нужно их торопить, дать время для обдумывания ответа. У детей с церебральным параличом встречаются нарушения слухового восприятия, они выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Поэтому следует уточнять для детей содержание игрового материала – описывать его, давать в руки для знакомства. Игры со звучащими игрушками (свисток, барабан, губная гармошка, бубны и т.п.) использовать с осторожностью. Наблюдать за реакциями детей, определять степень их комфортности. Дети с ДЦП постепенно включаются в деятельность, испытывают выраженную осторожность, поэтому следует вначале предлагать им более простые задания, а уже потом — постепенно задачи. Нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание предметных изображений, поэтому следует продумать наглядность к дидактическим играм – точность изображения, реалистичность, акцентирование значимых деталей. При трудностях фиксации взора вкладывают в руку ребенка какой-нибудь предмет, позднее — открытку, картинку, и предлагают посмотреть, узнать и назвать предмет, вложенный в руку.
Входе проведения игры педагог должен быть активным участником, так как в процессе игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Активное заинтересованное участие взрослого в игре создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. Целесообразно использовать индивидуальные и подгрупповые формы организации игровой деятельности, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире. Формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются способности к саморегуляции. Необходимо давать простые указания, используя короткие предложения.
Важно регламентировать игровую деятельность по времени, потому что дети с ДЦП повышено утомляемы и на начальном этапе продолжительность игры не должна превышать 10 – 20 мин., постепенно время проведения игровых действий увеличивается и достигает 35 мин. и более в старшем возрасте.
Необходимо наполнить игровую среду группы, пополнить содержанием игровой уголок, предусмотреть свободный доступ детей к игровым атрибутам, чтобы дети могли использовать их в свободной деятельности. У детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии.
Важно каждое игровое действие сопровождать речью воспитателя. Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт, а также обеспечивает понимание детьми содержание игровой инструкции. помнить, что речь педагога способствует обогащению словаря и совершенствованию игровых действий.
Необходимо учитывать двигательные возможности детей — воспитатель оказывает помощь в захватывании и удержании игрушки, направленному движению с ней. Следует помнить, что ребенок включается в игру, лишь планируя игровые действия, давая им оценку, сопровождая их речью в том случае, если он ни самостоятельно, ни с помощью, не может выполнить координированных действий с предметами;- самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием и оценкой под руководством воспитателя.
Важно помнить о том, что игры должны вызывать только положительные эмоции и оказывать благоприятное влияние на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры–различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача (дидактическая и игровая), игровые действия, правила и результат. Необходимо обеспечить создание условий использования дидактической игры для развития воображения детей с ДЦП: подбор дидактических игр и игровых занятий, использование различных методов и приемов мотивации детей (практические, наглядные и словесные методы),регламентировать игровую деятельность по времени, игровые действия сопровождать речью воспитателя, эмоциональный настрой.