Условия раннего физического развития детей дошкольного возраста

Автор: Фенина Наталья Алексеевна

Условия раннего физического развития детей дошкольного возраста

 

Физическое развитие — основа всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни. Именно в этом возрасте осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. По мнению А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина в процессе правильно организованной двигательной деятельности идёт формирование личности ребёнка, укрепление здоровья, у детей появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Физическая активность является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. 

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской. Они показали, что чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, тем богаче его двигательный опыт. Это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Двигательная активность стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша. Она даёт ему разнообразные впечатления, а значит, играет важную роль и в обеспечении его полноценного психического развития.

Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей. Поэтому в работе с детьми раннего возраста нужно стараться организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении.

В Федеральном законе «Об образовании» сказано: дошкольное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников

Условия для раннего физического развития детей включают:

Создание соответствующей обстановки для двигательной деятельности. Подбор физкультурных пособий и игрушек, побуждение детей к их использованию.  В группе раннего возраста необходимо разместить разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование.  Они должны повышать интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивать физические качества. Примеры такого оборудования: флажки, султанчики, мешочки с песком, погремушки, скакалки, мячи, кегли, обручи, кубы разной величины, маски для подвижных игр, дорожки здоровья.  Всё оборудование должно быть доступно для детей.  Его располагают так, чтобы малыши могли не только свободно подойти к нему, но и, например, встать на носки, потянуться или наклониться, чтобы достать игрушку.  Важно периодически менять игровой материал.  У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому имеющиеся в группе пособия предоставляют детям постепенно, чередуют. 

Следующим условием для физического развития детей раннего возраста выделяем в своей практике работы дифференцированный подход. При назначении режима для детей раннего возраста, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребёнка. 

Следовательно, одна и та же нагрузка для одних детей может быть оптимальной, а для других — недостаточной или чрезмерной. Например, ребёнок, пришедший после болезни или часто болеющий, освобождается на 50% от физической нагрузки (сокращается количество упражнений). Можно изменять темп упражнений, интервалы отдыха, варьировать количество повторений при выполнении физических упражнений, вводить дополнительные «станции» с облегчённой или, наоборот, более высокой нагрузкой, а также варьировать способы и условия выполнения упражнений

Следующим условием для раннего физического развития, считается постепенное увеличение физических. Упражнения должны быть полезными, доступными и не очень сложными. Физические нагрузки для детей раннего возраста следует увеличивать постепенно, чтобы не перегрузить растущий организм детей. Поскольку выполнение сложных движений, требует определённых силовых затрат. Например, ходьба по ступенькам даёт анаэробную нагрузку для организма, что прокачивает сердечную мышцу и дыхательную систему. Также она улучшает подвижность суставов и укрепляет мышцы. Залезание на лестницу и спуск с неё, предполагает сохранение правильного угла в коленном суставе. Когда спускаете ногу, важно держать её прямой ровно вниз, тогда коленный сустав не будет перегружен. Если угол будет изменён, и нога будет смотреть в сторону, нагрузка на коленный сустав окажется слишком сильной.

Разнообразие и интересность занятий наиболее актуальным считается условие для раннего возраста. Занятия лучше проводить в интересной игровой форме. Необходимо постоянно обновлять программу, включать в неё новые игры и упражнения.  Например ,«Морское царство»-ходьба, бег «по морскому дну»: по камешкам, палочкам, через предметы, по брускам. Игровое упражнение «Если бы ноги стали руками». Условное выполнение ногами функций рук.  Катание палки и мяча ступнёй и пальцами ноги вперёд-назад.  «Рисование» простых геометрических фигур путём катания резинового мячика. Захват и подъём пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек). 

Освоение знаний, связанных с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания. Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. 

Таким образом, раннее физическое развитие играет важную роль в гармоничном развитии ребёнка, так как по мере взросления он приобретает всё более сложные двигательные навыки, и при организованных условия улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Правильное физическое воспитание, начатое с самого раннего возраста, вырабатывает у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физическими  упражнениями, воспитывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. 

 

×
×