Автор: Черникова Валентина Петровна
Аннотация. В статье раскрываются основные направления работы ДОУ по повышению психологической компетентности педагогов и детей. Психологическая компетентность всех участников образовательного процесса ДОУ способствует сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, развитию эмоционально-волевой сферы.
Ключевые слова: Психологическая компетентность, профессиональная компетентность, формы работы, психологическое здоровье дошкольников.
В современном обществе проблема здоровья и его сохранения становится приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения и семьи – это воспитание здорового ребенка. Здоровье детей является задачей первоочередной важности, так как оно является важным показателем социально-экономического развития страны, определяет её будущее, научный и экономический потенциал общества.
Здоровье подразумевает состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Для психологически здорового человека характерны такие качества, как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Это человек, который принимает себя таким, какой он есть, признаёт ценность и уникальность других людей, он нравственный и открытый, постоянно развивается и способствует развитию окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за себя и свои поступки, сильный духом и честен перед собой, извлекает уроки из различных неблагоприятных ситуаций.
Важным звеном, где реализовываются здоровьесберегающие технологии, обеспечивается забота о физическом здоровье и психологическом благополучии своих воспитанников является дошкольное образовательное учреждение. Психологическая компетентность всех участников образовательного процесса ДОУ способствует сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, развитию эмоционально-волевой сферы.
Условия сохранения и укрепления эмоционального и психического здоровья дошкольников в практике работы ДОУ направлены на построение образовательной деятельности, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка с учётом социальной ситуации его развития. Одним из важных условий является использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям, а также поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.
К психолого-педагогическим условия относится поддержка взрослыми положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу; уважение взрослых человеческого достоинства детей, поддержка их положительной самооценки и уверенности в собственных возможностях и способностях; защита детей от всех форм физического и психического насилия. Для того чтобы создать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие, воспитатель должен внимательно и приветливо относиться к детям, быть спокойным и доброжелательным. Необходима ровная манера поведения с детьми и важно не допустить психологическое давление на детей и грубость с ними, иначе никакие успехи в развитии не принесут пользы.
Особое влияние на психическое и эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку, для этого необходимо включать ребенка в различные праздники, спектакли. Даже исполнение самой небольшой роли даст ребенку уверенность в собственной значимости, повысит его самооценку. Это является важнейшим условием доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
Также, одним их условий сохранения и укрепления эмоционального и психического здоровья дошкольников, является демократический стиль общения, который наиболее эффективен и благоприятен в воспитательном воздействии. Личность педагога, его культурный уровень, интеллектуальный и личностный потенциал оказывают огромное влияние на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, которое формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.
В практике работы ДОУ организуются основные направления работы по повышению психологической компетентности педагогов и детей. В ходе различных форм работы с педагогами и детьми (индивидуальных и групповых занятий, бесед, консультаций, лекций) повышается психолого-педагогическая культура, совершенствуется работа по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Чтобы обеспечить возможности удовлетворения социально-ориентированных потребностей всех участников образовательного процесса, создать условия для переживания эмоционального благополучия (чувства безопасности, защищенности, потребности в признании и т. д.), в ДОУ создаётся атмосфера психологического комфорта, обогащается развивающая предметно-пространственная среда.
В группах детского сада создаются уголки психологической поддержки, которые преследует своей целью организацию безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка. С учётом разнообразных видов деятельности в уголках психологической поддержки, разрабатывается научно-методическое обеспечение воспитательно – образовательного процесса. С воспитанниками ДОУ проводится диагностика их эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития. Для детей, нуждающихся в коррекции эмоционально-личностной сферы, проводятся коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, ролевых и подвижных игр, психогимнастики, песочной терапии техники выразительных движений, психомышечной тренировки, этюдов, мимики и пантомимики. На таких занятиях дошкольники овладевают приёмами саморегуляции, учатся осознавать свои эмоции, различать и объяснять эмоциональное состояние других людей, проявлять в общении свои эмоции и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Для создания единой воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных возможностей каждого ребёнка, необходимо совместное взаимодействие родителей и педагогов. В дошкольном образовательном учреждении активно используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников с целью вовлечения их в педагогический процесс (беседы, консультации, деловые игры, мастер-классы, тематические выставки), в ходе которых родители учатся лучше понимать своих детей, наладить взаимоотношения, узнать об особенностях воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
С педагогами ДОУ проводится психолого-педагогическое просвещение, которое позволяет им приобрести практические навыки по предупреждению и разрешению детских конфликтов. В ходе тематических семинаров, занятий с элементами тренинга, бесед и консультации, активизируется деятельность педагогов по оформлению и методически обоснованному использованию игровых материалов уголков психологической поддержки, педагоги стараются подобрать наиболее эффективные средства и способы воспитания и обучения своих воспитанников.
В соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей в уголках психологической поддержки находятся игры с любимыми игрушками, которые успокаивают детей, создают уют, способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Для повышения самооценки неуверенных в себе детей используются звёздочки для награждения, которые дают ребёнку возможность побыть в центре внимания и получить положительную эмоциональную оценку.
Для формирования положительного отношения к сверстникам, в уголке психологической поддержки организуются театрализованные игры, настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол; также дети с удовольствием играют в игры с песком и водой, пуговицами, разными по фактуре материалами. Всё это успокаивает и расслабляет детей, снижает уровень их нервно-психического напряжения, а также способствует сенсорному развитию. Чтобы показать соответствие своего настроения и эмоционального состояния данному моменту, ребенок выставляет ту или иную картинку в уголке настроения и педагог имеет возможность своевременно оказать ребёнку психологическую помощь и поддержку.
Таким образом, комплексная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников ДОУ, выражается в непрерывном и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Принимая активное участие в жизни детей, педагоги больше узнают о своих воспитанниках и создают комфортные условия для их стабильного и благополучного эмоционального и психического здоровья.
Список литературы
1. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тексты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299 с.
2. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003. 176 с.
3. Кулакова В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников / В.Д. Кулакова //Воспитатель ДОУ. – 2009. — № 7. – С. 96–103.
4. Севастьянова Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 12. – С. 77–80.