Устранение трудностей формирования навыка чтения у детей с умственной отсталостью

Автор: Наталья Алексеевна Никонорова

Устранение трудностей формирования навыка чтения у  детей с умственной отсталостью

  У детей с нарушениями интеллекта процесс формирования навыка чтения протекает замедленно и отличается своеобразием. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью. Рассмотрим подробнее — беглость, ведь именно от скорости чтения зависят все его остальные качества. Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие причины:

Причина №1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может).

Задания для развития памяти и внимания

1. Читать только черные буквы (Смпаалльач кМоишшкааз ниам Скеррыёшжеа)

2.Слитное чтение (Спалакошканакрыше)

3.Чтение верхней части букв

4. Чтение нижней части букв

5.Чтение вверх тормашками

6.Чтение задом наперёд  (алапС акшок ан ешырк)

7. Перемешанные буквы (Сапла кшока на ыркше)

8. Чтение без гласных букв (Сп_л_ к_шк_ н_ кр_ш_, Спл кшк н крш)

9.Вращающиеся буквы

10. Лишнее слово — Красный, оранжевый, желтый, зелены , круглый. голубой, синий, фиолетовый

11. Корректурная проба(зачеркни буквы «а»), можно усложнить зачеркни «а», но если перед ней стоит «о» зачеркивать нельзя.

12.Загадки с ошибками

Литит птица, не синица:носок тонок , галосок звонок-кто её убьёт , тот свою крофь пролёт

13. Игры на зрительную память и внимание, слуховую память:

—  где  лежали предметы, — кто в чем одет,- восстанови порядок,- простучи ритм(дятел дерево долбит. эхо точно повторит) и т.д

14.Найдите названия животных

к

ш

л

и

с

а

в

ч

о

р

о

н

б

у

к

о

ш

к

а

в

п

в

а

т

р

б

ы

к

к

й

з

е

б

р

а

п

з

а

я

ц

15. Найди отличие

16. Составление рассказов на запоминание

Ехало солнце на велосипеде и везло ведро с чернилами, вдруг из космоса упала гусеница, она была с соской во рту. Сначала она упала на ветку, потом на сарай и уползла в нору.

17. Упражнение «Кто быстрее?»(карточки)

В словах, рассыпанных на парте, найдите предложение написанное на доске.

18. «Самый внимательный»(3 варианта)

1 вариант – я читаю любое предложение на странице и продолжаю читать до тех пор, пока кто-либо из детей не найдет «читаемое место». Этот ученик продолжает читать до конца предложения.

2 вариант – я даю задание, найти предложенное слово на указанной странице

3 вариант – я предлагаю детям на указанной странице найти самое длинное слово или самое короткое.  и т.д……..

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

1. «Пирамида»                                                          

2.Назови числа по порядку и покажи их

3.Таблицы Шульте. По сути – эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача – в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения — в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений.

4.Назави буквы по алфавиту с возвратом к точке

Причина № 3. Низкий словарный запас.

1. Подбери антонимы: аккуратный — неряшливый, бедный-богатый, родина-чужбина

2.Кто,где живет?: в берлоге- медведь, в конюшне- лошадь, в конуре — собака

3. Назови 2 главных слова(ассоциации):лес -дерево, кустарник; война- сражение, солдаты;

4. Отгадай словечко: первый, последний, школьный(звонок); воздушный, елочный, земной(шар)

5. Назови слова по аналогии: чтение-книги, волк- лес,телефон- ухо,строитель — дом

6. Придумай слова(карточки): (стена, волна, длина)

Причина № 4. Регрессия – так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

1. Чтение с окошечком (При_ла зи_а. Д_ревь_ сто_т  голы_, ж_ут _имн_й од_ж_ы.)

2. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой(моль-соль, ум-ус, ложка-ножка)

3.Нахождение лишних слов(кот кот ком кот)

4. Чтение родственных слов( снег-снежинка — снежный)

5. Чтение слов, сходных по графическому облику(вслух — глух — пух — пастух)

6.Отработка чтения трудных слов и уточнение их значения

азу, аист, актер, аромат, абрикос, акустика, агрономия, арифметика, артиллерист, автомобилист

7.Чтение с закладкой.При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Причина № 5. Неразвитый артикуляционный аппарат.

 1.Артикуляционная гимнастика

2. Скороговорки

Причина № 6.Отсутствие антиципаций

Антиципация- предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста

1. Вставь по смыслу слова(Было утро. Мы с Колей сидели на дереве. Мы ели ….. с вареньем, болтали и смотрели по ……..)

2. Поиск смысловых несуразностей(дети не промокли под дождем потому что спрятались под телеграфным столбом)

3.Закончи поговорку: Сделал дело………; Тише едешь…..; Лучше поздно…..; Мал золотник….

Причина № 7. Плохо развита мелкая моторика рук. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи: 1.Пальчиковые тренинги.2. Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)  3.Комплексы упражнений (потешки)

 

Дятел дятел тук-тук-тук

Эй, приятель, я не жук

Ты не жук тогда пока

Но похож ты а жука

 

Ухнул филин на суку

У него болит в боку

А у зайца сердце в пятки

В лес удрал он без оглядки

 

 

  Перечитывая произведение каждый раз с другим заданием, школьники открывают в нём что-то новое, чего не заметили при первом чтении. И цель педагога: создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм, методов, приёмов.

 

×
×