Виды геометрических преобразований в школьном курсе геометрии

Автор: Терешенко Валентина Васильевна

Методы изучения геометрических преобразований

Виды геометрических преобразований в школьном курсе геометрии:

1.     Движение

2.     Подобие

Движение – геометрическое преобразование, при котором расстояние между точками сохраняется: х в х 1, у в у1, следовательно, ху=х1у1 или х1у1=ху.

На доске чертится фигура и такая же фигура на прозрачной пленке. Совершается движение фигуры. Прозрачная пленка позволяет видеть сохранение между точками.

Рассматриваются свойства движения:

1.     Транзитивность движений (два движения, выполненные последовательно являются движением).

2.     Преобразование, обратное движению, также является движением.

3.     При движении точки, лежащие на прямой, переходят в точки, лежащие на прямой, причем сохраняется порядок взаимного расположения.

Подобие – геометрическое преобразование, при котором расстояние между точками изменяется в одно и то же число раз: х в х 1, у в у1, следовательно, х1у1=kху, (k>0).

При объяснении материала лучше использовать модели: в разном масштабе выполненные иллюстрации, географические карты.

Рассматриваются свойства подобия, аналогичные свойствам движения.

Рассмотрим доказательство третьего свойства для движений по учебнику

 А. Атанасяна: «При движении отрезок отображается на отрезок»

1 часть. Дано: АВ, А в А1, В в В1

                               Р € АВ, Р в Р1

                                ______________________ _

Доказать: Р1 € А 1В1

Доказательство:

1.     т. Р € АВ (по условию), следовательно, АР+РВ=АВ

2.     т. А в А1, В в В1, получили фигуру А1В1

3.     А в А1, Р в Р1, следовательно, АР=А1Р1, т.к. движение сохраняет расстояние                               Р в Р1, В в В1, следовательно, РВ= Р1В1

4.     Т.к. движение сохраняет расстояние, то АР в А1Р1, РВ= Р1В1, АВ в А1В1, следовательно, АР+РВ= А1Р1+ Р1В1= А1В1.

Если равны все части, то равна и сумма, следовательно, Р1 € А 1В1.

2 часть. Дано: АВ, А в А1, В в В1

                               Р1 € АВ, Р в Р1

                                ______________________ _

Доказать: Р € АВ

Доказательство: аналогичное.

Замечание: третье свойство движения имеет следствие.

В учебнике Погорелова это утверждение доказывается методом от противного.

Движение имеет 4 вида для плоскости и 1 для пространства. В планиметрии рассматриваются:

— осевая симметрия;

— центральная симметрия;

— параллельный перенос;

— поворот вокруг точки на угол.

В пространстве рассматривают симметрию относительно плоскости.

1.     При изучении видов движения следует рассмотреть определение соответствующих точек. В учебнике Погорелова такие определения даются конструктивно.

2.     Основное свойство конкретного движения. Например, осевая симметрия – это движение.

3.     Рассматриваются фигуры, имеющие ось или центр симметрии, даются соответствующие определения. Рассматриваются 2 способа доказательства, что фигура обладает осью или центром симметрии.

 

При изучении осевой и центральной симметрии удобно использовать групповую работу: класс разбивается на 2 группы. Одна изучает осевую симметрию, другая – центральную по учебнику.

На доске пишется заранее задание:

1.     Отметьте точку О (прямую g), выберите Х (А) и объясните, как строится Х11);

2.     Объясните, как построить фигуру F1, симметричную F, изображенную на рисунке 188 (192) учебника Погорелова.

3.     Как построить отрезок, треугольник, прямую, симметричную данной.

4.     Какая фигура называется центрально-симметричной (симметричной относительно прямой).

5.     Каким свойством обладает симметрия относительно точки (относительно прямой).

6.     Что нужно задать, чтобы центральная (осевая) симметрия считалась заданной?

 

Последовательность изучения геометрических преобразований в учебниках:

Погорелов А. В.: 8 класс – геометрические преобразования – движение – виды движений – 9 класс – подобие

Атанасян Л. С.: 8 класс – центральная симметрия – осевая симметрия – подобие –

9 класс – движение – параллельный перенос – поворот.

 

Виды задач, решаемые с помощью геометрических преобразований:

1.     Задачи на доказательство равенства фигур с использованием движения;

2.     Задачи на построение с помощью движения;

3.     Задачи на доказательство пропорциональности отрезков (в прямоугольном треугольнике, в круге, свойства биссектрисы);

4.     Задачи на построение, решаемые с помощью подобия;

5.     Задачи на вычисление, решаемые с помощью подобия.

Задача. В трапеции АВСД с диагональю АС углы АВС и АСД равны. Найдите диагональ АС, если основание ВС и АД соответственно равны 12 см и 27 см.

1.     О какой фигуре идет речь? – О трапеции

2.     Из каких фигур можно найти АС? – из треугольника АВС и треугольника АСД

3.     Что мы знаем о них? – угол АВС = углу АСД

4.     Есть ли еще равные элементы? – угол 3 = углу 4 как накрест лежащие

5.     Какой вывод можно сделать? – треугольник АВС подобен треугольнику АСД

6.     Коль треугольники подобны, какой вывод можно сделать о соответствующих сторонах? – ВС/АС=АС/АД, следовательно, АС2= ВС=АД

7.    Как выразим АС? – АС=√( ВС*АД)=√(12*27)

8.     Чему равно АС? — 18

Скачать статью

×
×