Автор: Довыденко Елена Евгеньевна
При подготовке и планировании уроков невозможно обойтись без использования информационных технологий.
Современный учитель на данном этапе не должен быть носителем определенной суммы знаний, но и уметь организовать учебный процесс так, чтобы во главу угла ставилась поисковая и проектная деятельность обучаемых с использованием ИКТ.
Одной из главных задач современной школы является раскрытие потенциала каждого ученика и воспитание личности, способной адаптироваться к жизни, где превалирует высокие технологии, быть конкурентно способным специалистом. Следовательно, основная задача учителя заключается в развитии критического мышления учеников и подготовки их к активной деятельности, умеющими четко выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Для того, чтобы данная задача была успешно решена учителем, ему необходимо быть компетентным во многих областях обучения и воспитания. Именно поэтому основной акцент делается на повышение и совершенствование ИКТ – компетентности педагогов.
Разведем такие понятия как информационно – коммуникативная грамотность и информационно – коммуникативная компетентность. Под ИКТ – грамотностью понимаются элементарные знания о компьютере в целом, умения выполнять несложные действия, иметь представления о компьютерных сетях. Под ИКТ – компетентностью понимаются продуктивное применение различных информационных инструментов в педагогической деятельности.
Использовать информационные технологии в обучении целесообразно при:
· формировании новых знаний, происходит визуализация знаний;
· проведение виртуальных лабораторных работ, экспериментов с использованием обучающих программ;
· актуализации опорных знаний и закреплении изученного материала;
· осуществлении контроля;
· организации самостоятельной работы обучающихся с самопроверкой;
· проведении интегрированных уроков по методу проектов;
· тренировка конкретных способностей обучающегося, таких как память, мышление, внимание и т. п.
При сравнении использования ИКТ и традиционной формой обучения явно прослеживается ряд преимуществ:
· существенно увеличиваются возможности изучения учебной информации;
· повышается мотивация обучаемых;
· происходит активизации умственной деятельности, что способствует раскрытию способностей учеников;
· возрастают возможности постановки учебных задач и эффективного управления ходом их решения;
· способствует реализации умений построения и анализирования моделей различных ситуаций и явлений;
· осуществляется новый подход к оцениванию деятельности учащихся;
· появляется возможность обучающимся увидеть результат своих действий наглядно.
При традиционном обучении учителю была отведена роль информатора, при использования ИКТ он является координатором деятельности ученика в процессе обучения, формирует у обучаемых навыки оперативного поиска информации, умения ее оценивать и анализировать, чтобы в дальнейшем её эффективно использовать.
При работе в данном направлении были выявлены трудности:
· недостаток времени;
· отсутствие бесплатных образовательных ресурсов;
· недостаточная материально – техническая оснащенность учебного заведения (нет компьютера, проектора, интерактивной доски);
· недостаточная скорость Интернета;
· малое количество ученических компьютеров в школе.