Автор: Анна Сергеевна Шибанова
Автор:
Шибанова А.С.,
2 курс, группа ППО-21
ФГБОУ В «ВОГу»
г. Вологда, Россия
Научный руководитель:
Федорова Г.А.,
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В данной статье рассматривается влияние физической культуры на развитие личности младших школьников, влияние физических упражнений на укрепление здоровья.
Введение. В современном обществе наблюдается спад физической активности. Что влечет за собой проблемы со здоровьем, например, может наблюдаться слабость мышц или нарушение осанки. Чтобы избежать данные отклонения, необходимо включить в распорядок дня занятия физической культурой. Физическое развитие формирует такие важные качества как сила, ловкость, быстрота, решительность и многие другие.
Актуальность: заключается в том, что проблемы физического развития с каждым годом становятся все более значимыми для многих педагогов. Важно научиться правильно организовывать физическую активность младших школьников, тогда многих проблем со здоровьем можно будет избежать.
Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание
Цель. Определить роль физической культуры в развитии личности младших школьников.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Дать характеристику физическому развитию;
3. Выявить необходимость физического развития детей данного возраста.
Основная часть.
Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ученик гармонично развивался с самого раннего детства. Не зря главной задачей школы стоит воспитание гармоничной всесторонне развитой личности. Гармоничное развитие человека возможно только в том случае, когда все компоненты становления личности, а именно умственное, психическое, духовное и физическое воспитание, будут находиться во взаимосвязи, дополняя друг друга. Физическое воспитание – неотъемлемая часть для развития личности ребенка, тем более младшего школьника. Физическое развитие стоит на одной ступени с психическим или интеллектуальным развитием. Оно является важной и незаменимой частью для любого человека.
Основой физической культуры является движение, спортивная тренировка, физическое упражнение. С помощью различных упражнений укрепляется состояние здоровья, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества.
Что же такое физическое развитие? Это, прежде всего, процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, состояние осанки и пр). В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, гибкость, сила, равновесие).
Физическое развитие и физическое воспитания тесно связаны между собой. Физическое воспитание – это вид воспитания, особенность содержания которого отображает обучение двигательным упражнениям, развитие физических качеств, формирование осознанной необходимости приобщения к спортивным занятиям.
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активно деятельным существом, которое удовлетворяет свои потребности организма за счет движения, попадает в современную школу, где высокая умственная нагрузка, психологические перегрузки, а двигательной активности очень мало. Следствием чего могут стать различные заболевания, нервные срывы, физическая слабость, апатия.
Младший школьный возраст занимает особое место в возрастной и педагогической психологии: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, в 9 лет возникает рефлексия, появляется самоконтроль, а действия начинают соотноситься в внутренним планом. В процессе физического воспитания ребенок учится контролировать и регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечных ощущений и восприятий, у него развивается воля, двигательная память, способность к саморегуляции психических процессов. На уроках физической культуры можно формировать многие физические качества, прививать детям любовь к спорту.
Рационально использовать развивающие игровые технологии в водной части урока, во время бега и общеразвивающих упражнений. Это поможет сформировать мотивацию к повышению двигательной активности на занятиях. В основной части занятия тренировочные игровые технологии побуждают выполнять физические упражнения повышенной нагрузкой, способствует совершенствованию техники упражнений.
Также существуют физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые активизируют двигательный режим во время учебного дня, поддерживают детей в тонусе во время умственной активности, оказывают благоприятное воздействие на организм.
Существуют формы таких мероприятий:
1. Утренняя гимнастика. Она способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Обычно это комплекс из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы. Комплексы обновляются через 2-3 недели в четверти.
2. Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Проводятся для снятия утомления, повышают продуктивность умственной или физической работы, предупреждают нарушение осанки. Комплексы состоят из 3-5 упражнений. Продолжительность 1 -2 минуты.
3. Игры и физические упражнения на удлиненных переменах. Являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе рабочего дня. Важно наличие специально подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря, оборудования.
4. Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час). Направлены на укрепление здоровья, повышение уровня физической и умственной работоспособности, закаливание организма, совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Внеклассные формы организации занятий. Сюда можно отнести кружки, секции.
Ребенок станет развиваться гармонично только в том случае, когда будет задействована каждая из сфер, а занятия спором делают ребенка здоровым и сильным.
Таким образом, занимаясь физической культурой, школьники укрепляют свое здоровье, развивают волю и самоконтроль. Физическое развитие способствует гармоничному развитию младших школьников. Необходимо привлекать детей к занятиям спортом, мотивировать их к физической активности.
Список источников:
1. Бондаренко А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность младших школьников.
2. Мыслина М.И.Влияние занятий физической культурой на когнитивные процессы.
3. Фролова С.М.Особенности развития физических качеств у младших школьников