Автор: Зайцева Яна Алексеевна
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Зайцева Я.А.
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
Влияние личностных характеристик обучающихся начальных классов на их успеваемость — это важная и актуальная тема, которая привлекает внимание педагогов, психологов и исследователей. Личностные характеристики ребенка играют значительную роль в его образовательном процессе и влияют на его успех в учебе.
В начальных классах школы дети начинают свой путь в образовании, формируются их учебные навыки, а также личностные характеристики, которые могут оказать влияние на их успеваемость. Исследования показывают, что личностные особенности обучающихся могут существенно влиять на их успех в учебе.
Одной из главных черт личности, которая оказывает влияние на успех в учебе, является мотивация. Дети, у которых есть внутренний стимул к обучению, чаще проявляют активность и настойчивость в учебе, что помогает им достигать успехов. В то же время, дети с низкой мотивацией могут столкнуться с трудностями в освоении учебного материала и достижении хороших результатов.
Еще одной ключевой характеристикой личности, которая оказывает влияние на успех в учебе, является способность к саморегуляции. Дети, которые могут контролировать свои эмоции, внимание и поведение, обычно демонстрируют более высокие результаты в учебе и получают более высокие оценки. Недостаток саморегуляции может привести к отвлечению, неспособности сосредоточиться на учебе и, следовательно, к ухудшению успехов в учебе.
Также значительным элементом, оказывающим воздействие на академическую успеваемость, является уровень самооценки учеников. Обучающиеся , обладающие высокой самооценкой, чаще верят в свои возможности, ставят перед собой амбициозные цели и нацелены на их достижение. Недостаточная уверенность в себе может помешать развитию учебных способностей и привести к сомнениям в своих возможностях, в то время как успех наоборот способствует развитию.
Важно отметить, что личностные особенности учеников начальных классов могут изменяться под воздействием внешних факторов, таких как семейная обстановка, социальное окружение и методы обучения. Учителя могут активно способствовать развитию и укреплению положительных личностных черт у детей, что в свою очередь способствует успешному обучению.
Таким образом, индивидуальные особенности учащихся начальных классов существенно влияют на их успех в учебе. Анализ и учет этих характеристик способствуют созданию благоприятных условий для эффективного обучения и развития каждого ученика, помогая им достичь высоких результатов как в учебе, так и в личностном росте.
Личностные характеристики учащихся также включают в себя такие аспекты , как умение контролировать себя, настойчивость, чувство ответственности, способность к общению и другие. Все эти качества могут оказывать воздействие на академическую успеваемость студентов и их общий прогресс в учебе.
Для обеспечения наилучшего развития потенциала каждого ученика, педагоги и родители должны учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка и создавать соответствующие условия. Важно поддерживать учеников в развитии своих сильных сторон, а также помогать им преодолевать слабости и преодолевать трудности.
Таким образом, нельзя отрицать влияние индивидуальных особенностей учащихся начальной школы на их успех в учебе. Учитывая и понимая эти особенности, можно создать подходящие условия для эффективного обучения и развития каждого ученика.
Учащимся с высоким уровнем успеваемости присущи такие психологические характеристики как высокая эмоциональность, сформированность словесно-логического мышления, высокая учебная мотивация, а также завышенная самооценка.
У учащихся со средним уровнем успеваемости также наблюдается высокая эмоциональность, однако сформированность словесно-логического мышления и школьной мотивации существенно ниже. При этом у таких детей наблюдается адекватная самооценка.
Учащиеся с низким уровнем успеваемости эмоциональны, но при этом им тяжело решать конфликтные ситуации, правильно передавать свои чувства. У этих детей наблюдается низкая мотивация к обучению, несколько хуже, чем у остальных, развито словесно-логическое мышление, а самооценка чаще заниженная, что часто проявляется в нерешительности.
Успех учащихся начальных классов зависит от уровня развития у них психологических особенностей, которые характерны для младшего школьного возраста, таких как: эмоциональная сфера, логическое мышление, самооценка. Эти характеристики позволяют определить методы развития учеников и обосновать стратегии работы с ними.
При этом тревожность не влияет на школьную успеваемость. Школьная успеваемость – сложное и многогранное явление школьной реальности, которое требует разносторонних подходов к ее изучению. Ряд причин всегда лежит в основе школьной неуспеваемости. Среди них можно выделить: несовершенство методов обучения, отсутствие позитивного контакта с учителем, страх выделяться и т.д.
Тревога является одним из основным психологических факторов, влияющих на активность и дееспособность школьника, что косвенно касается и темы успеваемости.
Таким образом грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования способствуют формированию учебной мотивации младших школьников. А регулярная и планомерная работа по формированию личностных характеристик обучающихся не только существенно повышает готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставляет удовольствие от их выполнения, но и подготавливает к успешному обучению в школе.