Автор: Кох Алла Викторовна
В послании президента России В.В. Путина от 12.12.2012 г. Звучит следующее: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране».
Начинать формировать гражданственность (понимая её как одну из важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность очень тесно связана с другой не мало важной социальной компетенцией – «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.
Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей малой Родине, к своей стране — России.
Патриотическое воспитание наших детей является важнейшей задачей, ведь именно в дошкольном возрасте формируются основы ценностного отношения к окружающему миру, зарождаются чувства гражданственности и любви к своей Родине, своему хутору, родной природе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям- все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному хутору, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим хутором, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Любовь маленького ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, хутору. Дети должны понять, что их хутор, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие предприятия есть в хуторе; о лучших людях хутора. Знакомя детей с родным хутором нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной хутор интересен всем, побуждает гордость за родной край.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Знакомство с родным домом, улицей, хутором, краем, страной начинается в дошкольном возрасте. Чтобы ребёнок заинтересовался историей хутора, в котором он живёт, нужны не только беседы, но целевые прогулки, экскурсии.
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости. Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие хутора, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — важно для личности ребёнка. Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
А ещё дошколята любят играть, поэтому знакомить детей с хутором, районом, краем и страной целесообразно через дидактические игры. Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в воспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома. Дидактические игры по патриотическому воспитанию можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач гражданско – патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Мной был разработан сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию детей. Большой интерес у детей вызывают игры- путешествия: «Путешествие по хутору», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Путешествие по достопримечательностям хутора». У детей в процессе игры развивается воображение, память, речь; закрепляются представления о хуторе, его достопримечательностях; формируется интерес к окружающему, воспитывается уважение к людям разных профессий.
«Путешествие по хутору»- игра-бродилка. Путешествие начинается с детского сада. Дети проходят через все объекты родного хутора, преодолевая разные препятствия, предусмотренные правилами игры. Эта игра авторская, была придумана и создана мною. По мнению детей, является самой любимой — что вдвойне приятно!
Мною были изготовлены дидактические игры: «Узнай наш Флаг!», «Собери Герб Железного!» . С помощью этих игр дети познакомились с флагами разных стран и узнали что означают три цвета на флаге России: белый цвет символизирует благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Они научились узнавать Российский флаг среди других. С помощью игры «Собери герб Железного» дети познакомились с гербом хутора Железного.
Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми . Они могут быть использованы для индивидуальной игры, игры небольшими подгруппами, включены в викторины, конкурсы. В пособии представлены настольно-печатные игры.
Для закрепления материала с детьми я занимаюсь творчеством — создаем рисунки, такие как «Предметы быта наших прабабушек», «Что мне понравилось больше всего в музее».
Результатом работы по патриотическому воспитанию в моей группе стало создание собственного мини –музеев : «Мой хуторок».
Мини- музеи располагаются в групповом блоке, есть паспорт музея и картотека экспонатов. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и воспитанниками и их родителями. Прежде чем приступить к созданию мини – музеев, я вместе с детьми установили общие правила: принесённые вещи будут давать играть всем детям группы, не станут прятать и жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать. Таким образом, старинные предметы, самодельные куклы превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей истории, традиций и обычаев. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, принесенные ими. ФГОС ДО определяет, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления, поэтому задачи социально-коммуникативного развития я реализую в игровой деятельности, через сюжетно-ролевую игру, «Музей», организуя ее в мини-музее «Мой хуторок» Я последовательно руковожу процессом формирования самостоятельной игры старших дошкольников. Нацеливаю детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними, за ранее провожу предварительную работу с детьми:
Беседу о профессиях работников музея (экскурсовод, кассир, смотритель, реставратор), о правилах поведения в общественных местах.
Предлагаю детям: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей. А что нам понадобиться для игры?
Дети: купить билеты в музей, выбрать экскурсоводов.
Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью- должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея — группу туристов. Воспитатель — сопровождающий из турагентства. Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты Смотритель музея встречает гостей у входа в музей, подводит к экскурсоводу. Экскурсовод рассказывает о своей выставке экспонатов. Дети — туристы благодарят его. Воспитатель предлагает детям поблагодарить экскурсовода за подробный рассказ и обращается к смотрителю: Скажите, а если ваш экспонат разобьется, расколется или потускнеет, что вы делаете, выбрасываете его. Смотритель: Нет, что вы, мы отправляем испорченный экспонат к реставратору. Сейчас я проведу вас в реставрационную мастерскую. По окончании дети благодарят экскурсовода.
Своими руками мною созданы дидактические игры, такие как : «Домино», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Найди пару», Игра бродилка «Путешествие по мини-музеям детского сада» , «Cемейное дерево».
Использую такую форму работы с детьми как заполнение «Музейного дневника» — по результатам посещения краеведческого музея и мини-музеев детского сада, где ребята самостоятельно отражают свои впечатления об увиденном в рисунках, аппликации. Например, для закрепления правил поведения в музее предлагаю детям зарисовать в Дневничке правила поведения в музее, после экскурсии по экспозиции Предметы быта жителей хутора дети зарисовывают предметы быта и старины. Посетив с детьми мини-музей, рассмотрев кукол наших бабушек, придумываем и рассказываем сказочную историю о любимой игрушке и рисуем иллюстрацию к рассказу .
В настоящее время апробирую разработанную тетрадь для работы с каждым ребенком «Моя малая Родина». Задания тетради направлены на формирование гражданско — патриотических чувств дошкольника. Прежде чем начать работать с тетрадью советуем предложить детям внимательно рассмотреть задания. Задания в тетради перекликаются с работой в музее хутора и мини-музеях детского сада.
Чтобы привлечь и заинтересовать родителей работой по нравственно-патриотическому воспитанию я разработала памятки и буклеты: «Как рассказать ребенку про День Победы», «Отправляемся в музей», «Моя малая Родина -мой хуторок Железный», «Как научить ребенка любить свою малую Родину?», проведена консультация: «Как формировать у ребенка чувство патриотизма»; проведен мастер — класс «Куклы наших бабушек». При проведении тематической недели «Моя семья» с родителями ведется работа по изучению родословной своей семьи. Для родителей проведена консультация «Генеалогическое древо семьи». Совместно с детьми родители дома изготавливали «Семейное дерево», что способствует закреплению интереса к своей семье, воспитывает любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, мы научили родителей, как привлечь детей к работе с ними.
Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.