Автор: Токарева Валерия Александровна
«Влияние педагога на формирование компетенций студента в процессе выполнения выпускной дипломной работы»
Анализируя литературу и мышления педагогов новаторов можно увидеть, что наиболее трудно решаемой проблемой в современной педагогической деятельности является повышенная тревожность и заниженная самооценка педагога. Эти черты отражаются в страхе возникновения конфликтов с обучающимися, но отсутствии страха конфликта с родителями, в связи с чем, появляются неизбежные проблемы в педагогической деятельности, а также развитие отрицательных личностных качеств педагога. У педагогов, которые не удовлетворены процессом и итогом своей работы, появляется страх объективного оценивания обучающихся. Причиной такому следствию есть профессиональная ментальность педагогов, в которой закреплена устойчивая система ценностей и семантических шкал оценок происходящего.
Как показывает практика, именно личностный рост является «отправной точкой» в любой деятельности, относительно педагогической, в дальнейшем личностный рост способствует формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер, творческого подхода к работе. Формирование личностных качеств, влияющих на потенциал преподавателя, профессиональных компетенций преподавателя будет отражаться на качестве обучения студентов.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильных, динамичных специалистов. Чтобы достичь эту цель, нужно не только поддерживать развитие содержания и технологий образования, но и подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Удовлетворение этих потребностей общества требует современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, заинтересованности педагога в развитии научного потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.
Для решения этих задач Министерство образования и просвещения ежегодно стремиться совершенствовать федеральный государственный образовательный стандарт и условия его актуализации. В связи с чем, возникают требования к уровню сформированных компетенций преподавателя, которые, непосредственно, влияют на формирование компетенций студентов.
Одним из основных требований к студентам для завершения их обучения, является выполнение выпускной дипломной (квалификационной) работы. В процессе выполнения ВКР студенты демонстрируют полученные знания, умения и навыки в процессе обучения. По сути, исследовательская компетенция в ФГОС ПО не обозначена, между тем подготовка выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков. Складывается интересная ситуация: с одной стороны, в конце обучения студент должен создать научно-исследовательский труд, с другой стороны, весь процесс обучения нацелен на подготовку специалиста, демонстрирующего практические умения и навыки в области профессиональной деятельности.
Стандарты нового поколения не дают ответа на вопрос: «Так ли уж необходимо выполнение выпускной квалификационной работы в качестве обязательной формы итоговой аттестации и кого мы в принципе готовим с позиций ФГОС ПО?». Но совершенно очевидно, что при современном подходе к обучению, следует уделять внимание развитию навыков научно-исследовательской работы. Поскольку именно исследовательская компетенция ориентирована на становление готовности к непрерывному образованию, так как ссузы нередко являются для студентов промежуточным звеном в процессе получения высшего профессионального образования.
Формирование готовности к исследовательскому труду становится одной из приоритетных задач, причём решение данной задачи возможно, только при условии формирования умений исследовательской работы на протяжении всего процесса обучения.
Таким образом, подготовка выпускной квалификационной работы – это способ обучения самой исследовательской деятельности, который состоит не только в приобретении новых знаний, но и в овладении новыми способами деятельности, развитии мыслительных, творческих и коммуникативных умений обучающихся. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение ВКР требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя полученные знания и умения.
Как отмечается во многих исследованиях, посвящённых вопросам подготовки выпускной квалификационной работы, данный вид деятельности выступает как «важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез)». В этой связи ВКР можно рассматривать не только как научно-исследовательскую деятельность, направленную на анализ исследуемого материала, его комбинирование и получение собственных выводов по исследуемой проблеме, оценивание их значимости в сфере профессиональной деятельности, но и как способ обучения, результаты которого демонстрируются при защите работы. Так же, в современной образовательной среде подготовка ВКР немыслима без использования информационных технологий.
Поэтому, основными компетенциями педагога в данных условиях выступают:
Психолого-педагогическая компетентность педагога.
Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний:
психологию учебно-познавательной деятельности студентов;
психологию личности;
психологические особенности студенчества;
психологию студенческого коллектива;
основы психодиагностики;
психологию педагогической деятельности преподавателя;
психологию педагогического общения.
Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: принципы построения содержания профессионального образования; сущность и закономерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.
Психолого-педагогические умения представляют совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.
Можно выделим семь групп основных педагогических умений:
умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
умение, отвечающее на вопросы чему учить, кого учить, как учить;
умение совершенствовать свою работу;
приемы, способствующие достижению высоких уровней общения;
умение актуализировать и реализовать свой творческий потенциал;
умение определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины; стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию;
умение вести воспитательную работу среди студентов.
Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом. Он владеет не только научными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.
Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целесообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей, наряду с направленностью личности и другими ее качествами, является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педагогической деятельности.
К педагогическим способностям преподавателя относятся:
— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
— способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения студентами значительного объема информации;
— способность правильно планировать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;
— способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах (путем посещения занятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, научно-методических советов и др.);
— способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
— способность формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативная компетентность преподавателя.
Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов.
Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых преподавателем в общении со студентами?
Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель. Сюда относятся:
· познание человеком других людей;
· правильное восприятие и оценивание ситуации общения;
· умение вести себя по отношению к другим людям;
· познание человека человеком.
К коммуникативным способностям преподавателя относятся способности:
выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;
вести беседу или дискуссию со студентами;
всесторонне и объективно воспринимать человека — партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;
способность предвидеть и ликвидировать конфликты;
способность конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;
воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.
В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств, целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:
подлинный интерес к людям и работе с ними;
наличие потребности и умения общаться;
умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
наличие хороших вербальных способностей: культуры, развитости речи, богатства лексики и используемых языковых средств;
способность к педагогической импровизации;
умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и др.).
Социально-организационная компетентность педагога.
Как известно, преподавателю часто приходится выступать в роли руководителя (организатора), например при организации различных видов занятий, при руководстве научно-исследовательской работой студентов, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, в кураторской работе, общественной деятельности и др.
Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, которая включает в свой состав систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств.
К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относятся:
понятие о менеджменте, его цели, значение и функции; функции и особенности менеджмента образования;
структура организаторской деятельности преподавателя;
планирование и организация различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов;
методы и стиль педагогического руководства;
мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;
подготовка и принятие управленческих решений по отношению к студенческой группе;
контроль и оценка обученности студентов.
Умения преподавателя в области менеджмента образования обусловлены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:
определение цели учебно-познавательной деятельности студентов;
планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;
подготовку и проведение различных видов занятий: выдачу учебных заданий студентам, организацию их совместной деятельности, контроль выполнения работ и оценку результатов (при необходимости коррекцию учебно-познавательной деятельности студентов), обеспечение учебной дисциплины.
Организаторская компетентность служит не только для организации процесса обучения в СПО, но и для самоорганизации деятельности преподавателя.
Выделяют 18 типичных организаторских качеств личности:
способность «заряжать» своей энергией других людей;
умение находить наилучшее применение каждому человеку;
психологическая избирательность;
способность понимать и верно реагировать на психологию людей, видеть недостатки в поступках других людей (критичность);
психологический такт;
инициативность;
требовательность к другим людям;
склонность к организаторской деятельности,
практичность — способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания в решении практических задач;
самостоятельность;
наблюдательность;
самообладание;
общительность;
настойчивость;
активность;
работоспособность и организованность.
Думается, что вышеперечисленные качества относятся и к преподавателю вуза как к организатору учебно-познавательной деятельности студентов, и руководителю студенческих групп.
Креативная компетентность преподавателя.
Для обеспечения эффективной научно-педагогической и исследовательской деятельности преподаватель должен владеть креативной компетентностью.
Понятие «креативность» означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, относительно устойчивую характеристику личности.
Креативная компетентность преподавателя включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской).
В структуре креативной компетентности личности (в том числе преподавателя) выделяют следующие качества:
способность к творчеству, к решению проблемных задач;
изобретательность;
гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе;
способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.;
эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях;
ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям;
проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом;
преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе.
Креативная компетентность преподавателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.
Мотивация педагогической деятельности.
В основе мотивации труда преподавателя, так же как у любого специалиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.
Одним из главных мотивов педагогической деятельности преподавателя является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направить их познавательную деятельность в русло изучаемой науки.
Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих студентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности.
В совместном творческом поиске и общении со студентами преподаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
самостоятельно учиться;
принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда.
Совокупность данных компетенций педагога, дает возможность для непрерывного развития потенциала обучающихся в профессиональной области и формированию ранее перечисленных знаний, умений и навыков, которые, непосредственно, демонстрируют компетентность студента и позволяют более глубоко раскрыть проблему выполняемой дипломной работы.