«Влияние педагога на формирование компетенций студента в процессе выполнения выпускной дипломной работы»

Автор: Токарева Валерия Александровна

«Влияние педагога на формирование компетенций студента в процессе выполнения выпускной дипломной работы»

Анализируя литературу и мышления педагогов новаторов можно увидеть, что наиболее трудно решаемой проблемой в современной педагогической деятельности является повышенная тревожность и заниженная самооценка педагога. Эти черты отражаются в страхе возникновения конфликтов с обучающимися, но отсутствии страха конфликта с родителями, в связи с чем, появляются неизбежные проблемы в педагогической деятельности, а также развитие отрицательных личностных качеств педагога. У педагогов, которые не удовлетворены процессом и итогом своей работы, появляется страх объективного оценивания обучающихся. Причиной такому следствию есть профессиональная ментальность педагогов, в которой закреплена устойчивая система ценностей и семантических шкал оценок происходящего.

Как показывает практика, именно личностный рост является «отправной точкой» в любой деятельности, относительно педагогической, в дальнейшем личностный рост способствует формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер, творческого подхода к работе. Формирование личностных качеств, влияющих на потенциал преподавателя, профессиональных компетенций преподавателя будет отражаться на качестве обучения студентов.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, мобильных, динамичных специалистов. Чтобы достичь эту цель, нужно не только поддерживать развитие содержания и технологий образования, но и подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Удовлетворение этих потребностей общества требует современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, заинтересованности педагога в развитии научного потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Для решения этих задач Министерство образования и просвещения ежегодно стремиться совершенствовать федеральный государственный образовательный стандарт и условия его актуализации. В связи с чем, возникают требования к уровню сформированных компетенций преподавателя, которые, непосредственно, влияют на формирование компетенций студентов.

Одним из основных требований к студентам для завершения их обучения, является выполнение выпускной дипломной (квалификационной) работы. В процессе выполнения ВКР студенты демонстрируют полученные знания, умения и навыки в процессе обучения. По сути, исследовательская компетенция в ФГОС ПО не обозначена, между тем подготовка выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков. Складывается интересная ситуация: с одной стороны, в конце обучения студент должен создать научно-исследовательский труд, с другой стороны, весь процесс обучения нацелен на подготовку специалиста, демонстрирующего практические умения и навыки в области профессиональной деятельности.

Стандарты нового поколения не дают ответа на вопрос: «Так ли уж необходимо выполнение выпускной квалификационной работы в качестве обязательной формы итоговой аттестации и кого мы в принципе готовим с позиций ФГОС ПО?». Но совершенно очевидно, что при  современном подходе к обучению, следует уделять внимание развитию навыков научно-исследовательской работы. Поскольку именно исследовательская компетенция ориентирована на становление готовности к непрерывному образованию, так как ссузы нередко являются для студентов промежуточным звеном в процессе получения высшего профессионального образования.

Формирование готовности к исследовательскому труду становится одной из приоритетных задач, причём решение данной задачи возможно, только при условии формирования умений исследовательской работы на протяжении всего процесса обучения.

Таким образом, подготовка выпускной квалификационной работы – это способ обучения самой исследовательской деятельности, который состоит не только в приобретении новых знаний, но и в овладении новыми способами деятельности, развитии мыслительных, творческих и коммуникативных умений обучающихся. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение ВКР требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя полученные знания и умения.

Как отмечается во многих исследованиях, посвящённых вопросам подготовки выпускной квалификационной работы, данный вид деятельности выступает как «важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез)». В этой связи ВКР можно рассматривать не только как научно-исследовательскую деятельность, направленную на анализ исследуемого материала, его комбинирование и получение собственных выводов по исследуемой проблеме, оценивание их значимости в сфере профессиональной деятельности, но и как способ обучения, результаты которого демонстрируются при защите работы. Так же, в современной образовательной среде подготовка ВКР  немыслима без использования информационных технологий.

Поэтому, основными компетенциями педагога в данных условиях выступают:

Психолого-педагогическая компетентность педагога.

Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний:

психологию учебно-познавательной деятельности студентов;

психологию личности;

психологические особенности студенчества;

психологию студенческого коллектива;

основы психодиагностики;

 психологию педагогической деятельности преподавателя;

психологию педагогического общения.

Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: принципы построения содержания профессионального образования; сущность и закономерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.

Психолого-педагогические умения представляют совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Можно выделим семь групп основных педагогических умений:

умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;

умение, отвечающее на вопросы чему учить, кого учить, как учить;

умение совершенствовать свою работу;

приемы, способствующие достижению высоких уровней общения;

умение актуализировать и реализовать свой творческий потенциал;

умение определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины; стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию;

умение вести воспитательную работу среди студентов.

Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом. Он владеет не только научными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.

Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целесообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей, наряду с направленностью личности и другими ее качествами, является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педагогической деятельности.

К педагогическим способностям преподавателя относятся:

—  способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

—   способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

—   способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения студентами значительного объема информации;

— способность правильно планировать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;

— способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах (путем посещения занятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, научно-методических советов и др.);

— способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

— способность формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная компетентность преподавателя.

Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых преподавателем в общении со студентами?

Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель. Сюда относятся:

· познание человеком других людей;

· правильное восприятие и оценивание ситуации общения;

· умение вести себя по отношению к другим людям;

· познание человека человеком.      

К коммуникативным способностям преподавателя относятся способности:

выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;

вести беседу или дискуссию со студентами;

всесторонне и объективно воспринимать человека — партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;

способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

способность конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;

воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств, целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:

подлинный интерес к людям и работе с ними;

наличие потребности и умения общаться;

умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

наличие хороших вербальных способностей: культуры, развитости речи, богатства лексики и используемых языковых средств;

способность к педагогической импровизации;

умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и др.).

Социально-организационная компетентность педагога.

Как известно, преподавателю часто приходится выступать в роли руководителя (организатора), например при организации различных видов занятий, при руководстве научно-исследовательской работой студентов, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, в кураторской работе, общественной деятельности и др.

Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, которая включает в свой состав систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств.

К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относятся:

понятие о менеджменте, его цели, значение и функции; функции и особенности менеджмента образования;

структура организаторской деятельности преподавателя;

планирование и организация различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов;

методы и стиль педагогического руководства;

мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;

подготовка и принятие управленческих решений по отношению к студенческой группе;

контроль и оценка обученности студентов.

Умения преподавателя в области менеджмента образования обусловлены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:

определение цели учебно-познавательной деятельности студентов;

планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;

подготовку и проведение различных видов занятий: выдачу учебных заданий студентам, организацию их совместной деятельности, контроль выполнения работ и оценку результатов (при необходимости коррекцию учебно-познавательной деятельности студентов), обеспечение учебной дисциплины.

Организаторская компетентность служит не только для организации процесса обучения в СПО, но и для самоорганизации деятельности преподавателя.

Выделяют  18 типичных организаторских качеств личности:

способность «заряжать» своей энергией других людей;

умение находить наилучшее применение каждому человеку;

психологическая избирательность;

способность понимать и верно реагировать на психологию людей, видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

психологический такт;

инициативность;

требовательность к другим людям;

склонность к организаторской деятельности,

практичность — способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания в решении практических задач;

самостоятельность;

наблюдательность;

самообладание;

общительность;

настойчивость;

активность;

работоспособность и организованность.

Думается, что вышеперечисленные качества относятся и к преподавателю вуза как к организатору учебно-познавательной деятельности студентов, и руководителю студенческих групп.

Креативная компетентность преподавателя.

Для обеспечения эффективной научно-педагогической и исследовательской деятельности преподаватель должен владеть креативной компетентностью.

Понятие «креативность» означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, относительно устойчивую характеристику личности.

Креативная компетентность преподавателя включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской).

В структуре креативной компетентности личности (в том числе преподавателя) выделяют следующие качества:

 способность к творчеству, к решению проблемных задач;

изобретательность;

гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе;

способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.;

эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях;

ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям;

проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом;

 преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе.

Креативная компетентность преподавателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, накопление   плодотворной   научной   и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.

Мотивация педагогической деятельности.

В основе мотивации труда преподавателя, так же как у любого специалиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

Одним из главных мотивов педагогической деятельности преподавателя является интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направить их познавательную деятельность в русло изучаемой науки.

Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих студентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности.

В совместном творческом поиске и общении со студентами преподаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

самостоятельно учиться;

принимать решения и нести за них ответственность;

адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда.

Совокупность данных компетенций педагога, дает возможность для непрерывного развития потенциала обучающихся в профессиональной области и формированию ранее перечисленных знаний, умений и навыков, которые, непосредственно, демонстрируют компетентность студента и позволяют более глубоко раскрыть проблему выполняемой дипломной работы.

 

 

 

×
×