«Влияние проектной деятельности дополнительном образовании на развитие эмоционального интеллекта у школьников»

Автор: Валиев Кирилл Викторович

Аннотация: в статье рассматривается роль проектной деятельности развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) у учащихся средней школы. Проектная деятельность, как активная форма обучения, содействие формированию и развитию таких компонентов ЭИ, как самосознание, саморегуляция, эмпатия и социальные навыки. Полученные данные могут быть полезны при разработке программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков и молодежи. Abstract: The article examines the role of project activities in the development of emotional intelligence (EI) in secondary school students. Project activity, as an active form of learning, promotes the formation and development of such components of EI as self-awareness, self-regulation, empathy and social skills. The data obtained can be useful in the development of programs for the development of emotional intelligence in adolescents and young people. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, проектная деятельность, воспитание, эмпатия, самосознание. Keywords: emotional intelligence, project activity, education, empathy, self awareness. Проектная деятельность предполагает активное взаимодействие школьников в рамках групповой работы, что способствует развитию навыков эмпатии, общения и разрешения мнений. Важным аспектом проектной деятельности является наличие обратной связи: обсуждение результатов работы, повышение качества достижений и помощь школьникам в развитии саморегуляции и способностей. Проектная деятельность стимулирует школьников к размышлениям о своих чувствах и реакциях на различные проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе работы. Например, дети, работающие над проектом, трудности с трудностями и ошибками, что заставляет их осознавать свои эмоции в ответ на неудачи (разочарование, тревогу, злость) и искать способы регулирования. Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта: 1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах. 2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам обстоятельствам. и адаптироваться к изменяющимся 3. Эмпатия. Отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте. 5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации. Саморегулирование, как аспект ЭИ, также осуществляется посредством планирования, распределения времени, контроля над уровнем стресса и управления ожиданиями. В ходе реализации проектов школьники учат себя не только достижению поставленных целей, но и справляются с возможными неудачами, что обеспечивает развитие внутренней уверенности и способности к адаптации. Групповые задачи требуют от участников сотрудничества, которые включают в себя не только совместную работу, но и умение выслушивать, учитывать мнения других, выходить на компромиссы и строить отношения на основе взаимного контроля. Эти навыки обеспечивают эффективные коммуникации и разрешения, что, в свою очередь, способствует социальной адаптации. Проектная деятельность дает школьникам возможность видеть результаты своего труда, что способствует изменению мотивации. Успехи в проектной работе приводят к возникновению эмоций и усиливают стремление к новым целям. В условиях проектной деятельности дети учат себя ставить цели, планировать пути своих достижений, а также работать в условиях неопределенности, что развивает их внутреннюю мотивацию и целеустремленность. Таким образом, работа над проектом также учит детей понимать и контролировать свои эмоции в процессе достижения поставленных целей, а это является обязательным аспектом мотивации и успешного развития школьника. Список использованной литературы 1. Гукаленко, О. В. Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно образовательной среде / О. В. Гукаленко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir nauki.com/PDF/58PDMN522.pdf 2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с 3. Купрейченко А.Б., Моисеев А.С. Взаимосвязь ценностей и как элементов самоопределения // V Всероссийской конференции. М.: Федерация психологов образования России 2010. –332-333 с. 4. Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/ 5. Савенкова, Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. — М: Издательство Юрайт, 2024. — 146 с. List of used literature 1. Gukalenko O. V. Pedagogical conditions for the formation of emotional intelligence of students in a modern cultural and educational environment / O. V. Gukalenko // The world of science. Pedagogy and psychology. — 2022. — vol. 10. — No. 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN522.pdf 2. Ilyin E. P. Emotions and feelings. — St. Petersburg: Peter, 2001. — 752 p. 3. Kupreichenko A.B., Moiseev A.S. Interrelation of values and as elements of self–determination // V All-Russian Conference. Moscow: Federation of Educational Psychologists of Russia, 2010. 332-333 p. 4. Poprygina A. A. Integration of arts as a means of developing emotional intelligence in younger schoolchildren // Scientific and methodological electronic journal Kaliningrad Bulletin of Education. — 2020. — № 3 (7) / September. — pp. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/ 5. Savenkova, T. D. Development of social intelligence of preschoolers: a textbook for universities / T. D. Savenkova. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 146 p.

×
×