Автор: Айрапетова Елена Владимиовна
Современная стратегия образования нацелена на образовательный результат. К основным образовательным результатам ФГОС относятся: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Структура СФОГ полностью соответствует требованиям к структуре основной образовательной программе, условиям ее реализации и требованиям к результатам обучения. Конечно, для категории детей с нарушением слуха овладение личностными, метапредметными и предметными результатами нуждается в фундаментально опоре, в результате чего на первый план работы с такими учениками выносится формирование у них жизненных компетенций. Именно они являются основой для полноценного развития, образования и социальной адаптации личности.
Жизненные компетенции — это совокупность личностных и предметных результатов освоения обучающимися адаптивной образовательной программы. Но надо принимать во внимание, что данная компетенция- категория динамическая, так как постоянно формируется и обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Именно поэтому процесс становления жизненной компетенции должен быть нацелен на опережение уже имеющихся возможностей ребенка, интеграцию его в более сложные социальные условия, роли и окружение в условиях образовательного процесса.
Формирование жизненной компетенции имеет свои объективные сложности. Трудности развития жизненных компетенций у детей с нарушением слуха связаны с наличием специфических особенностей общения, со сложностью самостоятельного продумывания и анализирования, с трудностями объективного оценивания действий, поступков, применения полученных знаний, с недостаточным уровнем мотивационной и познавательной сферы, неадекватной самооценкой.
Одна из проблема детей с нарушением слуха заключается в том, что они оценивают себя поверхностно, на уровне эмоций (плохо-хорошо; приятно-неприятно), в то время как главным компонентом самооценки является когнетивная составляющая деятельности школьника.
В научной литературе самооценку рассматривают по-разному: как компонент самосознания, как компонент мышления. Мы придерживаемся научной позиции, где самооценка входит в структуру рефлексивного мышления. Рефлексивное мышление –это мышление направленное на деятельность. ТО есть, относиться к чему-то критически предполагает оценочный компонент. Относиться критически к себе предполагает самооценку.
Когнитивный компонент — главная составляющая самооценки школьника, которая наиболее страдает у детей с нарушением слуха, и, следовательно, влечет деформацию деятельностного, эмоционального, мотивационного компонентов в структуре понятия самооценки.
Из опыта работы усматривается, что дети с нарушением слуха в процессе своей учебной деятельности оценивает себя поверхностно, на уровне эмоций (плохо-хорошо;приятно-неприятно). Категория наших детей не задается вопросами: как, почему, зачем, какой результат, как исправить и др. Очевидно, что когнитивная составляющая напрямую зависит от словарного запаса и умения внутреннего формулирования мысли-задачи. Пока человек не оформит свою речь мысленно, он не сможет ее выразить устно.
Данная проблема навела на мысль о том, что на уроке в процессе обучения данных детей не всегда достаточно реализации рефлексивного компонента в структуре урока. Человеческая природа парадоксальна в том, что человеку нравится исследовать, узнавать себя, в то время, как критику, оценку многие люди воспринимают тяжело и скептически. Но именно этот парадокс в условия образовательного процесса позволяет формировать адекватную самооценку учащегося, переводя его из объекта оценивания в субъект оценивая, не нарушая основополагающих принципов урока. Рефлексивным должен стать весь урок.
Поэтому в качестве эксперимента учащимся 6 класса (возраст 14-15 лет) было предложено провести занятие с использованием мульмедийной техники, подготовкой урока-презентации по литературе на тему: «Биография Л.Н. Толстого», где учащийся выступал в социальной роли «учитель».
Для того, чтобы это роль лучше удалась учащемуся, а также для того, чтобы информация максимально была понята учащимися – «учениками», были сняты видеообъяснения к слайдам презентации, где учащийся –«учитель» на языке жестов комментировал информацию на слайде. Для развития словарного запаса, отработки техники произношения учащийся-«учитель» параллельно показу слайдов устно проговаривал эту информации.
В ходе презентации учащимся – «учителем» предлагается выполнить задания, способствующих повторению старых и закреплению новых знаний, отработки нового словарного запаса: «Соотнеси рисунок с названием рассказа», «Реши кроссворд», «Сопоставь новое слово с его значение».
Выполнение данных заданий предусматривает индивидуальную, групповую и фронтальную работу.
Результатом урока является заполнение оценочной карты учащимся – «учителем» и учащимися -«учениками» и самооценочной карты учащимся – «учителем» и учащимися -«учениками».
Карта оценки деятельности учеников
Критерий Работа на уроке |
+ |
_ |
ФИО ученика |
ФИО ученика |
Активность |
Активный |
Пассивный |
|
|
Внимание |
Внимательный |
Невнимательный |
|
|
Мотивация |
Проявление интереса |
Нет проявления интереса |
|
|
Усвоение новых знаний |
Четкое усвоение новых знаний |
Нечеткое усвоение новых знаний |
|
|
Ответ |
Самостоятельный |
Ответ с помощью |
|
|
Оценка за урок |
|
|
|
|
Карта самооценки деятельности
Критерии оценки собственной деятельности |
Почему? |
Что мне надо улучшить в своей работе? |
Зачем мне это надо? |
Как я могу это сделать? |
Я молодец, я доволен своей работой |
|
|
|
|
У меня не все получалось, я могу лучше |
|
|
|
|
Я плохо работал на уроке, я собой не доволен |
|
|
|
|
Карта оценки деятельности урока
ФИО |
Отлично, урок понравился |
Неплохо, но можно было и лучше |
Скучно, неинтересно |
|
|
|
|
Положительными моментами формирования самооценки на данном уроке:
1. Формирование жизненной компетенции на опережение
2. Включение детей в сложную социальную роль.
3. Ученик становится субъектом оценивания.
4.Снижение тревожности.
5. Увеличение мотивации и интереса.
6. Учитель из роли судьи переходит в роль консультанта, наставника.
7. Воспитание ответственности, критичности, самостоятельности, коммуникабельности, объективности и др.