Автор: Нестеренко Ангелина Валериевна
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР И САНКЦИЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Нестеренко Ангелина Валериевна
студентка 3 курса юридического факультета
очной формы обучения
Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС
г. Ростов-на-Дону, Россия,
angelina.nv1910@gmail.com
Научный руководитель: Тихонов Владимир Владимирович
ЮРИУ РАНХиГС, ЮФУ, Ростовский филиал РГУП
к.ю.н., доцент
Аннотация: данная работа посвящена изучению влияния внешних ограничительных мер и санкций на развитие отечественного предпринимательства. В работе анализируется влияние санкций на экономическую активность предприятий, а также реакции бизнеса на внешние стрессовые факторы. Особое внимание уделяется нормативно-правовым аспектам.
Ключевые слова: внешние ограничительные меры, санкции, отечественное предпринимательство, экономическая деятельность, адаптация бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, внешнеэкономическая политика, влияние санкций.
FORMS OF INDIRECT REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Nesterenko Angelina Valerievna
3rd year student of the Faculty of Lawfull-time education
South-RussianInstituteofManagement — branchof RANEPA
Rostov-on-Don, Russia,
angelina.nv1910@gmail.com
Scientificsupervisor: TikhonovVladimirVladimirovich
CandidateofLaw, AssociateProfessor
South-RussianInstituteofManagement — branchof RANEPA
Abstract: this work is devoted to the study of the impact of external restrictive measures and sanctions on the development of domestic entrepreneurship. The paper analyzes the impact of sanctions on the economic activity of enterprises, as well as business reactions to external stress factors. Special attention is paid to regulatory and legal aspects.
Key words: external restrictive measures, sanctions, domestic entrepreneurship, economic activity, business adaptation, development of small and medium-sized businesses, foreign economic policy, impact of sanctions.
Введение внешних ограничительных мер и санкций является значительным вызовом для отечественного предпринимательства, оказывая влияние на экономическую стабильность и конкурентоспособность бизнеса. Данные меры приводят к изменениям в структуре рынка, доступности ресурсов и возможностей для развития, что делает изучение их последствий крайне важным. Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа текущей ситуации и разработки стратегий адаптации для обеспечения устойчивости и роста бизнеса.
Российское законодательство предусматривает ряд мер, направленных на минимизацию негативного воздействия санкций. Одной из таких мер является нераскрытие информации: юридические лица, включённые в санкционные списки, получили право не раскрывать данные, которые могут ухудшить их правовой статус. Эта норма регулируется подзаконными актами, что позволяет компаниям избегать административной ответственности за сокрытие подобной информации.
Кроме того, в сфере внешнеэкономической деятельности реализуются специальные меры по регулированию сделок. Статьи 1210–1211 Гражданского кодекса РФ, а также правила международных торговых условий Инкотермс, адаптированы для защиты участников внешнеэкономической деятельности. Например, поставка оборудования считается некомплектной без предоставления технической документации на русском языке, что способствует снижению зависимости российских компаний от иностранных производителей и повышает их самостоятельность в условиях санкционных ограничений[1].
Одной из существенных проблем, возникших в результате санкционных ограничений, является технологическая зависимость. Уход иностранных компаний с рынка создал дефицит высокотехнологичного оборудования, что осложняет производственный процесс. Восстановление документации на такое оборудование регулируется Приказом Ростехнадзора №536 (2020), однако этот процесс требует привлечения специалистов с узкой квалификацией, что усложняет и удорожает его выполнение.
Кроме того, санкции оказали влияние на финансовые аспекты деятельности предприятий: усложнилось взаимодействие с компаниями из «недружественных» юрисдикций, что вынуждает пересматривать договорные обязательства и проводить более тщательное налоговое планирование. Лицами недружественных государств не признаются (пункт 4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (в целях применения Указов № 81, № 618):находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022; находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022.Всё это требует поиска новых решений и адаптации бизнеса к текущей внешней ситуации [2].
Промышленный сектор России оказался одним из наиболее уязвимых перед лицом введенных санкций. Ограничения на экспорт и импорт существенно сказались на нефтяной отрасли, являющейся ключевым компонентом экономики страны.
Согласно данным Росстата, в 2022 году экспорт российских нефтепродуктов снизился на 15%. Это произошло из-за санкций, введенных Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки, которые ограничили доступ российских компаний к международным рынкам.
В частности, «запрет на инвестирование в российский бизнес и приобретение долей в российских компаниях» и «запрет на приобретение ценных бумаг иностранных компаний физическими и юридическими лицами РФ» оказали значительное влияние на финансовые потоки. Снижение экспорта, в свою очередь, привело к уменьшению доходов отрасли, что отразилось на бюджетных поступлениях и инвестиционной активности.
Согласно Указу Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Малый и средний бизнес (МСБ) сталкиваются с серьезными вызовами в условиях санкционного давления. По данным Торгово-промышленной палаты, более 60% предприятий этого сектора в 2024 году испытывали трудности с доступом к иностранным комплектующим и технологиям. Это особенно затруднило деятельность компаний, зависящих от импорта оборудования и материалов[4].
Ограничения на международные поставки вынудили предпринимателей искать альтернативные источники ресурсов, что, в свою очередь, часто приводило к увеличению издержек и снижению рентабельности. Массовый уход иностранных компаний из России усугубил внутренние экономические проблемы, вызвав сокращение рабочих мест и утрату доступа к передовым технологиям. В условиях санкций МСБ оказался в ситуации, требующей значительных изменений в бизнес-процессах и стратегии.
Финансовая и налоговая поддержка играет важную роль в условиях современных вызовов. В рамках мер поддержки предусмотрено льготное кредитование для системообразующих предприятий, МСП и IT-компаний: ставки по таким кредитам варьируются от 3% до 15%. Например, IT-компании могут получить до 5 млрд рублей на реализацию своих проектов.
Также активно используются субсидии на оборотные средства: 25% компаний уже воспользовались этой мерой, а около 70% МСП планируют оформить кредиты по ставке 3%, что значительно снижает финансовое давление на бизнес [5].
Для предпринимателей, зарегистрировавшихся впервые как плательщики НДС в 2025 году, введён мораторий на штрафы по этому налогу, что облегчает их финансовое бремя.
Кроме того, предусмотрены налоговые каникулы: часть компаний уже воспользовалась отсрочкой уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль и страховым взносам, что позволяет им сохранить оборотные средства в сложных условиях. В рамках нацпроекта «Туризм» до 2027 года предусмотрено обнуление ставки НДС для гостиничного бизнеса, способствуя развитию этого сегмента и поддержке туристической отрасли в целом [6].
Так, санкционное давление на российскую экономику потребовало комплексной адаптации бизнеса, включая правовые, технологические и финансовые механизмы поддержки. Несмотря на серьезные вызовы, связанные с ограничением доступа к иностранным технологиям, комплектующим и финансовым рынкам, российские компании демонстрируют способность к перестройке бизнес-процессов, поиску альтернативных поставщиков и освоению новых рынков сбыта. Принятые государством меры поддержки, включая льготное кредитование, налоговые послабления и специальные правовые режимы, смягчают негативные последствия санкций и создают условия для постепенной переориентации экономики. Однако для устойчивого развития в долгосрочной перспективе необходимо дальнейшее совершенствование механизмов импортозамещения, развитие собственных технологических компетенций и углубление сотрудничества с дружественными странами, что в совокупности позволит минимизировать зависимость от недружественных юрисдикций и обеспечить экономическую безопасность страны.
а какие юридические предложения / выводы можете сделать по итогу??
Список использованных источников
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 01.10.2023).
Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254 (ред. от 24.12.2024) «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/ (дата обращения: 25.04.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 20.05.2024) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578/ (дата обращения: 25.04.2025).
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 01.10.2023).
Хорунжий, И. И. Прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. И. Хорунжий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 61-62.
Никитина В. В. Бизнес в условиях внешнего санкционного воздействия: проблемы и перспективы развития // Вестник науки. 2024. № 10 (79).[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-v-usloviyah-vneshnego-sanktsionnogo-vozdeystviya-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 27.04.2025).