Внеклассное мероприятие «Ах, этот чай»

Автор: Семагина Светлана Владимировна

Ах, этот чай!

Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии

Задачи:

— Познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;

— Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

— Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

— формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

— умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

— удерживать цель деятельности до получения ее результата

— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

— оценивать результаты деятельности

личностные УУД

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия:

      Добрый день, ребята, гости! Мы рады видеть вас всех здесь.

— А сейчас я прошу обратить ваше внимание на высказывание на экране

2 слайд     «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»  (Экзюпери)

— Без общения человеку жить очень тяжело. Лучше всего вести беседу за чашечкой чая. Сегодня мы тоже вас пригласили на чашечку чая. А это значит что, вас приглашаем к общению, к дружеской беседе. Беседа наша, естественно, пойдёт о чае, о его родине, о сортах и видах чая.

— Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

(Кружочки у каждого)

 желтый — спокойствие;
 красный — возбуждение, активность;
 синий — безразличие, ни то, ни се;
 черный — совсем плохое, скука.

— У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое; не активное — к концу урока, я думаю, у всех оно будет замечательным.

1.Мы расскажем о важном событии,
Вы, наверно, не знали о нем:
Есть такой ритуал чаепития!
Что хватаем стаканы и пьем?

2.Нет, стаканы хватать не положено,
Чайный есть для друзей этикет,
Научится не так уж сложно,
Вот придумали званый банкет!

3.И у многих народов в традиции
Чаем щедро гостей угощать.
За морями, лесами, границами,
Будем щедро друзей навещать.

4.Мировая культура прославила
Древний способ общаться – пить чай,
И везде ритуалы и правила,
Вместе с нами, дружок, изучай.

-Ребята, а вы знайте родину чая? Оказывается, из Китая. Существуют две легенды о том, как люди узнали о чае.

3 слайд  1 легенда. Согласно одной легенде, чай – бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли 
это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток.
4 слайд 2 легенда. Однажды 5 тысяч лет назад китайский император отдыхал в лесу. Он приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листочков. Император  выпил этот напиток и почувствовал себя бодрым.

-А знайте ли как чай попал в Россию?

Инсценировка:

Картина 1.
Три девицы прядут и поют песню «То не ветер ветку клонит»
Ведущий: 
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Ученица 1:
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Ученица 2:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Ученица 3:
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1:
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2:
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий:
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку.
Про глубоку старину.
(смотрит на третью сестрицу)
А сестрица-то, похоже,
Эту сказку знает тоже.

Картина 2.
На сцене трон, а на нем надпись «Царь». Открывается надпись: «1638 год. Михаил Федорович Романов». 
Царь: Вы послы мои, идите, 
К Алтын – хану попадите,
Соболями одарите,
Черно – бурыми лисами 
Да каменьев драгоценных 
Захватите непременно. 
Ведущий: Послы с приказом согласились 
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно 
Ожидал послов обратно.
Царь: Много ценных я диковин 
Алтын – хану приготовил.
Чем ответит Алтын – хан?
Что же мне пришлет мне он в дар? 
Ведущий: Дни и месяцы прошли…
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит, 
И ответ держать велит. 
Царь: Чем ответил Алтын – хан? 
Что же мне прислал он в дар?
Послы: В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын – хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако…
Вот смотри подарок, на – ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью «Чай»
Ведущий: Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь: Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется чай над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо -листья заварить
Да боярам подносить.
Царь. Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Царь. Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
(Выходит третья ученица)
Ученица 3.
 Ой, вы гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси.

 

5 слайд    Этим царём был Михаил Фёдорович Романов. В1638 году он направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».

 Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых. 

В Россию чай везли на верблюдах караванами по несколько месяцев.

7) О редкости чая

6 слайд   Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Об этом мы сейчас послушаем стишок, который расскажет Пиняева Маша.

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Физкультминутка.

8) Загадки.

— А сейчас отгадайте загадки, которые связаны с чаепитием.

Бел, как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам,

Но вред зубам. (Сахар)

 

Что на сковородку наливают. 
Вчетверо сгибают. 
Да в сметану макают? (Блин)

 

Цветом жёлт и ароматен. 
В чай кладут, и чай приятен. 
Только очень кислый он. 
А зовут его… (Лимон)

 

Был листок зелёным —

Черным стал, томлённым.

Был листочек зубчатым —

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине —

Стал он в магазине.   (Чай)

 

Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье.   (Баранка, сушка)

 

Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться. (Самовар)

9) О самоваре.

7 слайд  Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

8 слайд Что вы знаете про старый Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то жар, в нем гудел когда-то пар,

В золотой пузатый бок глухо бился кипяток.

Мы сегодня отмечаем, что за свой рабочий век

Напоил он русским чаем миллионы человек.

Пили чай в любом трактире, кто в избе, а кто в квартире.

Соберутся, млад и стар — раздувают самовар.

Пили чай с особым рвением зимним вечером с вареньем,

С пастилой и с мармеладом, после бани с рафинадом.

По старинному порядку, кто вприкуску, кто внакладку,

Пили, чашек не считая, отдуваясь после чая.

Что за чай без самовара, без душистого завара,

Без крутого кипятка, без угарного дымка?!

В антикварном магазине — на любителя товар.

Вот стоит он на витрине, этот старый самовар.

На его боку медали, что ему за службу дали,

С завитушкой медный кран — самоварный ветеран!

 

9 слайд  Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы — русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для этого на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У самовара масса достоинств:

и экономичность;
и малый расход топлива;
и удобство эксплуатации;
и вместительность.

Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

 

10) Выращивание чая.

10 слайд Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится  тропической жары и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить куст начинает рано, но наибольший сбор листа начинается только через 8-10 лет, растёт до 100 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда.

11 слайд Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

11)Сорта чая.

12 слайд Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.

Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья — молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

12) Разновидность чая.

13 слайд

Листовой – это дорогой и более высокого сорта  мелколистовой чай; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай — это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым чаем.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

В зависимости от страны выращивания бывают разные виды чая.

13) Отгадай, откуда?

-Сейчас я вам буду читать отрывки из произведений, а вы должны сказать название произведения и автора.

1. А на белой табуреточке, 
Да на вышитой салфеточке 
Самовар стоит, 
Словно жар горит 
И пыхтит, 
И на бабу поглядывает. 
(К.И.Чуковский. Федорино горе)

2. Муха по полю пошла. 
Муха денежку нашла. 
Пошла муха на базар 
И купила самовар. 
«Приходите, тараканы, 
Я вас чаем угощу!» 
(К.И.Чуковский. Муха-Цокотуха)

3. Я хочу напиться чаю, 
К самовару подбегаю, 
Но пузатый от меня 
Убежал, как от огня. 
(К.И. Чуковский. Мойдодыр)

4. -Кто там? 
— Это я, почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я вам её не отдам. Потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу! 
А кот ему говорит: 
— Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. 
(Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.)

5 — Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжёлый больной в мире, — воскликнул он и бросился на диванчик. 
— А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш. 
-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой! 
— Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья. 
— Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире! 
(А.Линдгрен. Малыш и Карлсон.)

15) С чем подают чай?

14 слайд Скажите, пожалуйста, а с чем подают чай?

16) Чайный этикет.

15 слайд А теперь познакомимся с основами чайного этикета. Как правильно расставить посуду, что подать на стол к чаю – ведь это очень важно, чтобы быть культурным и воспитанным человеком

·         На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;

·         В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой;

·         Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола

·         Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара;

·         Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной ложкой.

17) Заваривание чая.

16 слайд Конкурс «Завари чай»

Участникам (командам) предлагается набор карточек, на которых написаны этапы процедуры заваривания чая. Необходимо как можно быстрее разложить карточки в правильной последовательности.

 

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

Правильная последовательность приготовления чая: В, А, Д, Б, Г, Е, Ж.

18) Инструкционная карта.

 

17 слайд Последовательность этапов правильной заварки чая.

 

1.  На один стакан воды нужно взять 1 чайную ложку сухого чая плюс 1 чайная ложка чая, при условии, что в процессе чаепития чайник будет доливаться водой. В чайник емкостью 1 л  (4-5 стаканов) следует положить 4 чайные ложки сухого чая и еще одну чайную ложку дополнительно.

2. Пустой чайник для заварки согреть, ополоснув 1-2 раза кипятком.

3.  В чайник положить порцию сухого чая и залить кипятком, как только вода закипит «белым ключом, т.е. начнут подниматься пузырьки и она побелеет.

4.  Сначала заливают воду только до половины чайника, а если чай зеленый, то до одной четверти.

5. Чайник сразу же закрывают крышкой, затем льняной салфеткой так, чтобы она покрывала отверстия в крышке и носике чайника. (Ткань задерживает летучие ароматические масла.)

6. Чай настаивают от 3 до 15 минут в зависимости от сорта. Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый — 5-8 мин.

7.  Когда чай настоится, долить его кипятком, но не доверху.
Если на чае появляется пена, значит, он заварен правильно, если пены нет, было допущено какое-то нарушение. Пену снимать не следует, чай размешивают ложечкой. Можно также налить чай в чистую чашку и вылить его снова в чайник, чтобы весь чай хорошо перемешался.

8.  Чай разливают по чашкам, не разбавляя дополнительно кипятком. Пьют его в течение часа после заваривания.

19) Песня

18 слайд

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам, 
Будем рады чаем угостить. 
Вы поспели к нашим сдобным пирогам. 
Вкус их всех вас может удивить.

Припев: Скатертью, скатертью 
Стол скорей накрывай, 
И наливай-ка всем ароматный чай. 
В доброе, доброе 
Каждому верится 
Вот и здоровье ты чаем поправляй.

2.Знаем лучше доктора серьёзного – 
Лечит чай и скуку и тоску. 
Приглашаем взрослых мы и малышей 
Выпить ароматного чайку!

Припев.

20) Конец

Самовар кипит, баранки
На скатерти-самобранке
И конфеты, и печенье
И душистое варенье.

На этом наше мероприятие о чае заканчивается. А сейчас всех приглашаем на чашечку чая.

 

 

 

 

 

 

×
×