Автор: Ярославцева Наталья Сергеевна
Методическая разработка внеурочного занятия
Тема: Верные друзья: животные на войне
Цель: Формирование у учащихся представления о роли животных в годы Великой Отечественной войны, воспитание уважения к подвигу животных и их вклад в победу.
Задачи:
· Познакомить учащихся с фактами участия животных в боевых действиях.
· Развить чувство патриотизма и сострадания.
· Воспитать бережное отношение к животным и осознание их роли в истории.
Ожидаемые результаты:
· Учащиеся узнают о вкладе животных в победу в Великой Отечественной войне.
· Осознают значимость бережного отношения к животным.
· Разовьют чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны.
Возрастная категория: 3-4 классы
Форма проведения: Интерактивное занятие с элементами беседы, презентации и обсуждения.
Методы и приёмы:
· Рассказ учителя.
· Демонстрация презентации.
· Обсуждение и ответы на вопросы.
· Викторина.
Оборудование:
· Презентация с фотографиями и видеоматериалами.
· Карточки с вопросами для викторины.
Продолжительность: 50-55 минут
План занятия
1. Организационный момент (5 мин.)
· Приветствие учащихся.
· Озвучивание темы и целей занятия.
· Вступительная беседа о роли животных в жизни человека.
2. Основная часть (30 мин.)
2.1. Исторический экскурс (10 мин.)
1)Краткий обзор Великой Отечественной войны: Война началась 22 июня 1941 года и длилась 1418 дней. Советский Союз столкнулся с тяжелыми испытаниями, но героизм людей и помощь животных сыграли важную роль в Победе.
2)Использование животных в военное время:
· В военных действиях участвовали различные животные: собаки, лошади, голуби, олени и даже верблюды.
· Они помогали на фронте, в разведке, в доставке грузов и спасении раненых.
3)Роль животных в разных родах войск:
· Собаки: саперы, санитары, связисты, подрывники.
· Голуби: передача секретных донесений через линию фронта.
· Лошади: транспортировка артиллерии, снабжение продовольствием и боеприпасами.
· Олени: незаменимые помощники в условиях Крайнего Севера.
· Верблюды: использовались для перевозки грузов в южных регионах страны.
2.2. Героические подвиги животных (15 мин.)
· Собаки-саперы(Рис.1): использование собак для обнаружения мин и подрыва вражеской техники. История Джульбарса – собаки, которая обнаружила более 7 000 мин и боеприпасов, за что была награждена медалью. Помимо Джульбарса, известны истории о мужестве собак Дина и Мухтара, которые участвовали в уничтожении вражеской техники.
· Санитарные собаки(Рис.2): перевозка раненых с поля боя, доставка медикаментов. Многие собаки спасли сотни жизней бойцов.
· Голубиная почта(Рис.3): голуби передавали важные сообщения в условиях, когда радиосвязь была невозможна. Известен случай, когда голубь смог доставить приказ о наступлении, изменив ход боя.
· Лошади на фронте (Рис.4): перевозка артиллерийских орудий, боеприпасов и продовольствия по труднопроходимым дорогам. Лошади несли огромные нагрузки и зачастую погибали в бою.
· Олени в Арктике(Рис.5): использовались для снабжения частей Красной Армии, передвижения в условиях тундры и эвакуации раненых.
· Мыши (Рис.6): в Смоленском государственном университете была разработана специальная программа по обучению этих грызунов проживанию в танке- для порчи электропроводки.
2.3. Дискуссия (5 мин.)
· Как изменилось отношение к животным после войны?
· Почему важно помнить о подвигах животных?
· Можно ли считать животных такими же героями, как людей?
3. Заключительная часть (10 мин.)
· Викторина по пройденному материалу:
1. Какую задачу выполняли собаки-саперы?
2. Как звали собаку, которая обнаружила более 7 000 мин?
3. Какие животные использовались для передачи сообщений?
4. Какую роль играли лошади на фронте?
5. В каких условиях использовались олени во время войны?
6. Как голубиная почта помогла в одном из боевых сражений?
7. Какое значение имели санитарные собаки?
8. Назовите известных животных-героев Великой Отечественной войны.
4. Итоги занятия.
· Прощальные слова и рефлексия (что нового узнали, что удивило?).
Домашнее задание (по желанию):
· Подготовить мини-доклады о конкретных примерах подвига животных.
· Нарисовать иллюстрации на тему «Животные на войне».
Дополнительная литература:
· «Животные на войне» (документальные материалы, воспоминания фронтовиков).
· «Джульбарс – герой войны» (история о знаменитом псе-сапёре).
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6