Внеурочное занятие по русскому языку «Лексические средства выразительности

Автор: Волкова Анна Юрьевна

« Лексические средства выразительности»

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, сегодня у нас необычное занятие. На улице тепло, светит яркое солнце, щебечут птицы. Одним словом, весна. Но не только это делает наше занятие необычным. Впервые на нашем занятии присутствуют гости. Нет, это не гости, это члены объединения любителей русого языка. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся. Итак, мы начинаем.

Актуализация знаний.

Видеоряд « Весна»

— Что объединяет строчки стихотворений?

(тема весны; строчки из стихов русских поэтов)

— Почему поэтов и писателей называют художниками слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

— Поэты помогают нам ощутить чудо с помощью особых слов и выражений. Каких?

(средств художественной выразительности.)

— Вот вы и догадались, ребята, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

2.Фронтальный опрос

— Из уроков литературы, русого языка, внеурочных занятий вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.

— Что такое тропы?

(Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)

— Назовите известные вам тропы.

(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)

Чтобы легче запомнить уже известные нам средства выразительности, мы приготовили на предыдущих уроках сорбонки « Средства выразительности»

— Давайте обратимся к видеоряду, который мы просмотрели в начале урока и назовём, какие средства выразительности использованы в поэтических строках?

( Эпитеты: черёмуха душистая, яркие лучи, голубенький, чистый подснежник;

Метафора:И ветки золотистые,Что кудри, завила; Яркими лучами весь озолотился;

Олицетворение: лес зашевелился)

— Так как наше занятие необычное, то мы поменяли правила занятий. На внеурочных занятиях вы не получаете оценок, но всегда хочется осознавать, что ты лучший, знаешь немного больше других. Поэтому сегодня перед вами лежат оценочные листы. За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы. В конце занятия мы подсчитаем и определим лучшую команду. Условно всех поделили на команды. ( расставляю названия команд)

А теперь поиграем. Игра « Кто быстрее и правильнее»

Каждой группе раздаю материал с текстами.

— Называю определение, а вы должны определить, о каком средстве выразительности идёт речь и найти в своём материале пример этого средства выразительности».

1.задание:Это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.( эпитет)

2 задание:Это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых.( олицетворение)

3 задание:Это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания ( метафора)

4 задание: Это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний ( сравнение)

— В каждой команде осталось по одному примеру. Почему?

(не относится ни к какому известному нам средству выразительности).

— На чём основано средство выразительности?

( делают предположения)

5. — Предлагаю посмотреть видеоролик (« Реклама « Мегафон. Филолог»).

— О каких средствах выразительности идёт речь?

— Знаете ли вы, что такое оксюморон? Давайте попробуем дать ему определение?

( Ученики делают предположение)

6.Один из учеников заранее подготовил сообщение об оксюмороне.

Оксю́морон, окси́морон (др.-греч. οξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого.

Девочка в рекламе сделала орфоэпическую ошибку.

7.Все вместе составляем сорбонку « Оксюморон».

8.Найдите в своих примерах оксюморон.

Ученик продолжает сообщение:

Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений («Горячий снег», «Живой труп», «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности»), фильмов («Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Завтра была война», «Плохой хороший человек», «Взрослые дети», «Назад в будущее»), музыкальных групп (Led Zeppelin — «свинцовый дирижабль»,  Blind Guardian — «слепой страж», видеоигр (LittleBigPlanet).

Оксюмороны используются для описания объектов, совмещающих противоположные качества: «мужественная женщина», «женственный мальчик».

В названии праздника «Старый Новый год».

Оксюморон часто используют в рекламе.

8. Творческая работа: Давайте представим на несколько минут, что мы рекламное агентство.

Стук в дверь.

— Кто это?

— Помогите, спасите мой бизнес.( Входит ученик с словарями в руках).

— Кто Вы?

— Я Никита. Я представитель издательского дома « Олимп». Мы издали тысячи экземпляров школьных словарей, а вот продать никак не можем. Нужна недорогая, но качественная реклама. Помогите.

— Ребята, давайте поможем. Предлагаю каждому отделу составить рекламный слогон, используя одно из средств выразительности. Если используете оксюморон, то баллы ваши увеличатся в два раза.

Никита, вы попали в самое лучшее агентство, засекайте 3 минуты и реклама будет готова.

9. Проверка рекламных слогонов.

— Оксюморон — сложный, непростой троп. И никто не смог составить с ним слогон. Поэтому я обратилась с просьбой к нашим старшеклассникам. Вот, что у них получилось. ( видеоролики с рекламными роликами десятиклассников).

— Никита, какая реклама тебе понравилась? ( Определяем лучшего, награда – конфеты).

9.Учитель: Где могут использоваться лексические средства выразительности?

( В художественных произведениях, поэзии, рекламе, названиях книг, фильмов и т.д.)

— Не все, я думаю, станут поэтами, писателями, рекламщиками. Но всё же, всем вам пригодится знание средств выразительности. Где, ребята?

( на ОГЭ, ЕГЭ)

— Какими сайтами мы пользуемся при подготовке к экзамену?

( «Решу ОГЭ», « По уши в ГИА»)

10. Предлагаю перейти на сайт « Решу ОГЭ» — русский язык – каталог заданий – задание 3 и выполнить одно из заданий.( 1+1 балл)

11. Подходит к концу наше занятие. Сегодня нет лучших, все были молодцы. Просто кто-то сегодня был быстрее и получил большее количество баллов.

Предлагаю подсчитать баллы.

Оценочный лист перед каждой группой:

 

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Назвали тему занятия

         

Игра « Кто быстрее и правильнее»

         

Назвали новый троп

         

Нашли новый троп в своём раздаточном материале

         

«Деловая игра»

         

«Решу ОГЭ»

         

Итого:

Критерии баллов:

5 – дело табак!

6—10- пора браться за ум!

11 и более – ты сегодня всех за пояс заткнул!

( Лучшая команда получает приз – конфеты)

12. Рефлексия.

— Какое средство выразительности я использовала при составлении критериев?

( фразеологизмы)

 

×
×