ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Автор: Аленькина Анна Евгеньевна

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аленькина Анна Евгеньевна

студент,

кафедра непрерывного педагогического

образования и методики образования,

Сибирский государственный

индустриальный университет,

РФ, г. Новокузнецк

Ужан Ольга Юрьевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доц.,

Сибирский государственный

индустриальный университет,

РФ, г. Новокузнецк

FOSTERING THE LEGAL CULTURE OF STUDENTS IN A SOCIAL STUDIES LESSON.

Alenkina Anna Evgenievna

Student,

Department of Continuous Pedagogical

Education and Teaching Methods,

Siberian State Industrial University,

Russian Federation, Novokuznetsk

Uzhan Olga Yuryevna

Scientific supervisor,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor,

Siberian State Industrial University,

Russian Federation, Novokuznetsk

АННОТАЦИЯ

В условиях трансформации правового поля и цифровизации общества воспитание правовой культуры у школьников становится ключевой задачей современного образования. Статья посвящена анализу педагогических подходов В условиях трансформации правового поля и цифровизации общества воспитание правовой культуры у школьников становится ключевой задачей современного образования. Статья посвящена анализу педагогических подходов к формированию у учащихся средних и старших классов правосознания, уважения к закону и навыков применения правовых знаний в реальных жизненных ситуациях. рассматривает противоречия, с которыми сталкивается педагог: рост интереса молодежи к отдельным аспектам права (цифровые права, защита персональных данных) на фоне распространения правового нигилизма и недостаточной осведомленности о механизмах реализации законов.

Результатом системной работы становится не только повышение уровня правовой грамотности, но и формирование у учащихся критического мышления, эмпатии и готовности к конструктивному участию в жизни гражданского общества. Статья адресована педагогам, стремящимся выйти за рамки подготовки к экзаменам и воспитать в учениках качества ответственных субъектов правового государства.

ABSTRACT

In the context of the transformation of the legal field and the digitalization of society, the education of legal culture among schoolchildren is becoming a key task of modern education. The article is devoted to the analysis of pedagogical approaches In the context of the transformation of the legal field and the digitalization of society, the education of legal culture among schoolchildren is becoming a key task of modern education. The article is devoted to the analysis of pedagogical approaches to the formation of legal awareness among middle and high school students, respect for the law, and skills in applying legal knowledge in real-life situations. Examines the contradictions faced by the teacher: the growing interest of young people in certain aspects of law (digital rights, personal data protection) against the background of the spread of legal nihilism and lack of awareness of the mechanisms of implementation of laws.

The result of systematic work is not only an increase in the level of legal literacy, but also the formation of students’ critical thinking, empathy and readiness for

 

 

Современное общество стремительно меняется, делая правовую культуру важным аспектом гражданской зрелости. Рост социальной нестабильности, цифровая среда и расширение юридических возможностей усиливают потребность формировать у учащихся понимание права, умение применять законы и уважать право как инструмент справедливости и социального порядка.

Уроки обществознания важны для воспитания правовой культуры молодёжи, развития умения ориентироваться в законах, уважения прав других, формирования ответственности и снижения правонарушений.

Обществознание интегрирует правоведение, политологию и этику, изучая право в социальном, историческом и моральном контексте. Активные методы вроде деловых игр, анализа медиа и общения с экспертами развивают ответственность, эмпатию и гражданскую позицию. Однако эффективность воспитания правовой культуры напрямую зависит от системности подхода. Крайне важно сочетать теоретическую базу с практико-ориентированными заданиями, учитывающими возрастные особенности учащихся.

Правовая культура формируется в школе благодаря курсу «Обществознание». Ведь именно в подростковом возрасте закладываются основы мировоззрения, формируются ценности и убеждения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Школьники учат теорию права на уроках обществознания, а практические занятия помогают разобраться, как законы работают в реальной жизни, научить отстаивать свои права и исполнять обязанности.

Правовая культура включает знание и позитивное восприятие законов, способность действовать в рамках правопорядка. Она отражает качество правосознания общества, группы или индивида, характеризуя высокий или низкий уровень правовой культуры (либо его отсутствие вовсе).

Правовая культура — это системное явление, включающее:

       знания: она подразумевает глубокое понимание ключевых понятий и норм российского законодательства;

       ценности: уважение к закону, справедливости, правам человека;

       практические навыки: умение применять правовые нормы в жизни, защищать свои права, придерживаться нравственных ориентиров.

Это важно, так как без интеграции всех трёх компонентов правовая культура становится формальной. Как отмечает Л.А. Петручак, синтез знаний, ценностей и навыков обеспечивает «правовую зрелость» личности и общества, формируя основу для правового государства [5]. Н.В. Громова, отмечала, что правовое воспитание должно быть направлено не на запоминание норм, а на формирование гражданской идентичности [1, с. 45].

Недостаток правового воспитания ведет к правовому нигилизму. Правовой нигилизм среди подростков проявляется в негативном отношении к закону, недооценке его значения и отказе соблюдать законодательство. Правовой нигилизм — это негативное отношение к закону, скептицизм по поводу возможностей права и нежелание исполнять требования законодательства. Причины включают низкую информированность, плохие примеры взрослых, негативные образы в СМИ и недостаточное правовое воспитание. Последствиями являются снижение морального сознания, искаженное представление о справедливости и трудности в защите собственных прав.

Низкая правовая культура приводит к правовому бессилию: ученики не верят в силу законов и не умеют защищать свои права. Например, одиннадцатиклассница утверждает, что не сможет добиться качественного образования, несмотря на гарантии статьи 43 Конституции РФ. Для борьбы с таким отношением необходимы курсы по праву, интерактивные занятия и повышение общего уровня правовой грамотности. Гавриш Е.М. подчеркивает, что правовой нигилизм среди подростков часто связан с недоверием к институтам власти и убеждением в неработоспособности законов. Для его преодоления предлагается использовать сравнительные кейсы (например, сопоставление защиты прав потребителей в РФ) и социальные проекты, такие как «Мониторинг правоприменения в школе», где ученики анализируют соблюдение своих прав на образование и безопасность [2].

Модуль «Право в жизни» превращает теоретические знания в практику. Например, ученики на уроке обществознания при изучении темы «Гражданские правоотношения и обязательства» составляют претензию продавцу неисправного телефона, применяя Закон «О защите прав потребителей». Они учатся оформлять документ, указывать данные и требовать возврат денег, приобретая полезные юридические навыки.

Проект «Правовой навигатор». Урок обществознания на тему «Конституционные права и свободы», где учащиеся выявляют правовые проблемы сверстников, разрабатывают инструкции по защите прав (жалобы в школу, защита от онлайн-мошенничества), выпускают информационные материалы и проводят презентации для младших классов, проводят социальный эксперимент по возврату товара без чека, доказывая пользу знания законов.

Межпредметная связь может наблюдаться в обществознании и литературы. Например, тема урока «Прав собственности», где анализируется роман А.С. Пушкина «Дубровский» сквозь призму защиты права собственности и проблемы фальсификации документов. Изучение исторического опыта XIX века и сравнение с современными механизмами государственного учета недвижимости — Единого государственного реестра недвижимости.

Воспитание правовой культуры учащихся на уроках обществознания — это не просто образовательная задача, но и социальная миссия педагога обществознания. В условиях цифровизации, роста правовых вызовов и трансформации общественных ценностей школа становится тем пространством, где подростки учатся не только знать законы, но и уважать их, видеть в праве инструмент защиты собственных свобод и общественного блага. Формирование правосознания невозможно ограничить рамками учебника. Оно требует системного подхода, сочетающего теорию, практику и эмоциональное вовлечение учащихся.

Воспитание правовой культуры на уроках обществознания — социальная миссия педагогов. Школа учит не только знанию законов, но и применению их в реальных ситуациях. Для этого используются проектная деятельность и межпредметные связи в обучении. Особое внимание уделяется борьбе с правовым нигилизмом через активную правоприменительную практику.

Учителям предлагается перейти от традиционного изложения материала к проблемному обучению, активному обсуждению острых тем и использованию цифровых инструментов. Очень важен дух открытости и доверительного общения на уроках: нужно поощрять обсуждение острых и неприятных тем, связанных с коррупцией, несовершенством законов и несправедливыми судебными решениями, что помогает ученикам осознать право как живой и развивающийся феномен, зависящий от каждого гражданина.

Воспитание правовой культуры — это долгий путь, где каждый урок становится шагом к формированию гражданской зрелости. Педагогическая задача — дать ученикам не просто знания, а инструменты для ответственного участия в жизни правового общества. Как писал русский юрист А.Ф. Кони, «право существует для жизни, а не жизнь для права». Именно этот принцип должен лежать в основе каждого нашего занятия.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     . Громова, Н. В. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения обществознанию / Н. В. Громова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 180 с.

2.     Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 208–210.

3.     Хабриева, Т. Я. Правовое воспитание молодежи: вызовы современности [Текст] / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2022. – № 5. – С. 34–45.

4.     Конституция Российской Федерации – М. : Юридическая литература, 2023. – 64 с.

5.     Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. — М.: Юриспруденция, 2012. — 396 с

×
×