Воспитание толерантности у детей с ОВЗ

Автор: Кашапова Венера Галеевна

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающим чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы дети в дошкольном возрасте приобрели навыки толерантности, как основы своей жизненной позиции.

Что же такое толерантность? Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей.

Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет. Дети данного возраста не вступают в конфликт с людьми другой национальности, вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание. В их основе лежат следующие факторы – это детская непосредственность  и бестактность, ограниченный жизненный опыт.

Формирование толерантности — это длительный процесс, который требует постоянного воспитания.  

Наша малая родина Башкортостан – это многонациональный край. Здесь воедино сплелись и мирно сосуществуют традиции и обычаи различных национальностей: башкир, русских, татар, чувашей…

Наша группа детей со сложной структурой дефекта имеет многонациональный состав. В группе обучаются дети разных национальностей и разного возраста. Воспитанники имеют вторичные отклонения в развитии как задержку  психо-речевого развития, поэтому планирование работы по формированию толерантности имеет свои трудности и особенности. Педагоги нашей группы при разработке перспективного плана

учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей и их особенности диагноза.

 Работа проводилась по следующим направлениям:

·         Моя семья

·         Моя малая Родина

·         Культура и традиции

Для детей с ОВЗ большое значение играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их семье, городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.

Педагогами были определены следующие задачи:

·      Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание к людям.

·      Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к другим национальным культурам

·      Воспитание чувства общности и единства с людьми, находящиеся в группе ДОУ или живущими рядом.

·      Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от национальной принадлежности.

·      Формирование понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

·      Формирование сознания «человека мира», чувства сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России, малой Родине.

·      Развитие способности понимать эмоциональное состояние людей: все люди схожи в своих заботах, интересах, радости и печали, желании быть счастливыми.

·      Формирование социальных способов поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, культура межличностного взаимодействия детей в группе.

·      Умение осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулирование положительного отношения к сверстникам.

Все эти задачи могут реализовываться через различные формы педагогической работы, такие как беседы, игры, чтение художественной литературы, проведение праздников и театрализованных представлений. В связи с этим педагоги группы разработали перспективный план, который включает в себя разные области развития  и виды деятельности детей. Реализация плана происходит во время тематических дней («День русской березы», «Открываем секреты татарской культуры», «Посиделки у юрты», «День чувашского костюма») содержание работы происходит по выбору педагога.

Образовательные области

Тематический день

Содержание работы

 «Посиделки у юрты»

«День русской березы»

 «Открываем секреты татарской культуры»,

«День чувашского костюма»

Познавательное развитие

Беседа по теме:
— Убранство башкирской юрты

— Рассматривание элементов башкирского орнамента (Кускар – голова быка, солярный знак  символ солнца)

Беседа по теме:
— Изба. Ее убранство и предметы быта

— Берещенье – что за праздник?

 

 

Беседа по теме:

«Секреты бабушкиного сундука»

Беседа на тему:

«Знакомство детей 
с чувашским 
фольклором»

Физическое развитие

— П/И «Юрта»
— Игры – соревнования:
«Бой с мешками»,
«Скачки на конях»

— Хоровод «Березка»
П/И «Игра с петушком»

— Игра-соревнование «Перетягивание каната»

 

— Хоровод «Березка»
П/И «Игра с петушком»

— Игра-соревнование «Перетягивание каната»

 

— Игры
 «Отгадай имя» (Ятне пĕл)
Журавушка (Тăрналла)
«Надень тухъю» (Тухъяна тăхăн)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Укрась ковер»
Аппликация «Укрась пиалу»
Лепка «Угощение для Айгуль»

Ручной труд (из ткани) коллективная работа «Юрта»

Театр на столе «Репка», «Теремок»,

Театрализованная постановка по потешке «Огуречик, огуречик»

Рисование

«Платье для Айсылу»
Аппликация

«Татарский ковер»
Лепка

«Ознакомление с татарскими орнаментами.   «Тюбетейка»

Рисование
«Чувашские бусы»
Аппликация

«Укрась фартук»
Лепка
«Оберег по мотивам народного чувашского искусства».
Ручной труд
«
Кукла-закрутка в подарок»

Театрализованная деятельность

Театрализованная постановка «Как Айдар-батыр дэва победил»
Театрализованная сценка «Разговор с матерью»
(по мотивам башкирских сказок)

Театр на столе «Репка», «Теремок»,

Театрализованная постановка по потешке «Огуречик, огуречик»

Посещение театрализованной представления в старшей группе

Посещение театрализованной представления в старшей группе

Совместная деятельность педагога с детьми

Значение пословицы: «Отца с матерью почитать – горя не знать»

Заучивание потешки «Огуречик, огуречик»

— Рассматривание иллюстраций к народным сказкам

Настольные игры
 «Собери узор», «Одень куклу», «Красивый ковер»

Сюжетно-ролевая игра «Кукольное чаепитие»

Работа с родителями

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Народные традиции в семье»

Консультация «Воспитание толерантности в семье»

Домашнее задание Фотоколлаж «Готовим вместе с ребенком любимое национальное блюдо

Совместное чаепитие «Родительские посиделки»

Развлечения и досуги

«Сабантуй» — народный праздник

Праздник «Рождественские гадания»,
«Масленница»

 

Развлечения
 «Айсылу и Айрат  приглашают в гости»

«Грачиная каша»

Саварни – народный праздник

 

Словарная работа

Дэв, батыр, птица Сэмригош, мудрец Шульган

Изба, печь, лавка, палати, ухват горшок, ступа

Чак-чак(тат), ичиги (сапоги),  тюбетейка (головной убор)

хуплу
(пирог с мясом и картофелем),

сара (квас), арджя (сундук)

 

 

 

Месяц 

Слова

Методическое мероприятие

Форма проведения

 

Сентябрь

 

Изба, печь, лавка, палати, ухват, горшок, ступа.

 

«Изба. Её убранство и предметы быта.»

 

Беседа по картине, иллюстрации

 

Октябрь

 

Конечик, хвост.

Значение пословицы «Отца с матерью почитать – горя не знать»

 

 

Театрализованная постановка «Огуречик, огуречик…» по мотивам русской народной потешки

 

Театрализованная постановка для детей младших групп (русск.)

 

Ноябрь

 

Юрта, пиала, туесок, сундук, тюндюк

 

«Юрта. Дом, который можно перевозить? Убранство башкирской юрты. Деревянная утварь.»

 

Беседа по картине, иллюстрациям.

 

Декабрь

 

Блюда: Чак-чак(тат), кастыбый (баш),  блины (руск), хуплу (чуваш),

Напитки: кумыс, квас, сара (чув)

 

Национальная кухня башкир, татар, чуваш и русских народов. Обычай встречи гостей.

Познавательная беседа с элементами театрализации. Разыгрывание обряда.

 

Январь

 

 

 

«Рождественские гадания»

 

Развлечение (руск)

 

Февраль

 

Кускар — голова быка;

 Символ солнца,

 огонь,

вода,

небо,

земля

(руск, чув)

 

Национальные костюмы. Виды башкирского, русского, татарского и чувашского орнамента.

 

Познавательная беседа с элементами изодеятельности

 

Март

 

Масленница. Саварни. Каргатуй.

 

«Масленница. Саварни. Каргатуй. Что за праздник? Кто его отмечает?»

 

Беседа (рус, чув, башк.)

 

Апрель

 

Дев, батыр, птица Сэмрегош, мудрец Шульган

 

Театрализованная постановка сказки «Как  Айдар-батыр Дева победил»

 

Театрализованная сказка для детей старших групп (башк)

 

Май

 

Слова: Берещенье

«Березка – красавица наших лесов! Берещенье – что за праздник?»

 

Познавательная беседа (руск.)

 

 

Июнь

 

Праздник плуга. У каких народов отмечается? Что он означает?

Сабантуй, Троица

Беседа (все)

 

 

Развлечение на воздухе (все)

 

Работа по перспективному плану предусматривает расширение и обогащение предметно-развивающей среды, внесение элементов национальной самобытности и колорита в уголки: природы, кукольный, сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр.

Также необходимо пополнить атрибутами  и элементами костюмов уголок физической культуры и создать картотеку с народными играми.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо обогатить предметно-развивающую среду художественной литературой, которая знакомит с трудом и бытом людей других национальностей, иллюстрациями сказочных героев, картотекой архаизмов и историзмов (устаревших слов) с расшифровкой  их значений, что способствует пониманию фольклора своей малой Родины.

Большую роль в формировании толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки, запевы и заклички.  Несмотря на их краткость в них отражается самобытность, многогранность и национальные особенности.

Особую радость несет детям национальная кукла. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета?  Как ее зовут? Дошкольники могут ее рассматривать, играть, изготовлять из ткани или природных материалов, сделать ее как украшение или подарок, использовать ее в играх.

Толерантность у дошкольников формируется через эмоции и игру, так как игра является ведущим видом деятельности. В эмоциональной сфере необходимо формировать у детей характер нравственных переживаний, связанных с нормами и отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, самолюбие, эмпатию и стыд. Метод воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучении его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний.

Особая роль театрализованной деятельности по средствам, которой дети узнают о национальных героях, видят красоту и отзывчивость их поступков,  формируются представления о добре  и зле, правде и лжи, храбрости, верности и трудолюбии.

Таким образом, чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду у детей с ОВЗ, перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира. Доказательством служит мудрое выражение: «Толерантность — это гармония в многообразии»

 

×
×