Воспитать патриота в ДОУ

Автор: Сомова Ирина Александровна

Современные исследователи отмечают нестабильное, даже кризисное состояние развития общества. Разрушение системы нравственных и духовных ценностей, реформирование целевых ориентиров воспитания в России привело к снижению уровня нравственной воспитанности общества в целом. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью возрождения патриотических чувств и гражданской ответственности у детей. Наиболее благоприятным для достижения данной цели является дошкольный возраст.

Содержание ФГОС ДО отмечает острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Также в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на её благо.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим, базой для формирования патриотизма, являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего детства. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, детском саду. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы. Патриотическое воспитание не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только через системную работу. В связи с этим, перед педагогами современного дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, укрепить такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Мировоззрение окружающих взрослых, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные приёмы.

В настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Но в методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного процесса.

В воспитательном процессе нашего дошкольного патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, познавательное, работа с семьями воспитанников. Для реализации этих направлений ведется системная работа в рамках Программы воспитания. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, области, стране;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам (в частности, городу шахтерской славы – Копейску);

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение знаний о городах России;

— знакомство детей с символами государства, родного города и области (гимн, герб, флаг);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом, поэтому, воспитание любви к отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: занятиях НОД, игре, труде, быту, досугах. Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский).

×
×