Автор: Фаина Анатольевна Чумикова
С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.
История занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет. Урок истории является необходимым условием оптимальной социализации личности, содействующим её вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению неповторимого и уникального собственного «Я».
Особенности ФГОС третьего поколения
Основными принципами ФГОСа являются:
- Поэтапный подход к обучению, означающий что дети будут осваивать каждый предмет постепенно, точечно или подробно, с учетом смежных предметных областей и прочих нюансов;
- Конкретика, затрагивающая глубину погружения в каждый предмет и тему, количество выделенных академических часов на каждую дисциплину и пр.;
- Требовательность. Данный параметр затрагивает условия обучения и требования к преподавательскому составу: чем должна располагать школа, кто может преподавать предмет, какими качествами и навыками должен обладать педагог и пр.;
- Единство, проявляющееся в единой системе и программе обучения, гарантирующее одинаковый подход к каждому ребенку, несмотря на его статус, возможности и пр.
ФГОС третьего поколения считается одним из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающий опыт и ошибки прошлых регламентов и из реализации в системе общего и профессионального образования. Новые правила обучения затронут весь спектр услуг среднего образования: от начальной школы до основного неполного и полного обучения, учебный процесс лиц с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.
Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС
Урок является основной формой организации учебного занятия.
Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Выявляются следующие требования к современному уроку:
ü хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
ü учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
ü урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
ü учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
ü вывод делают сами учащиеся;
ü минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
ü время сбережение и здоровье сбережение;
ü в центре внимания урока — дети;
ü учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
ü умение демонстрировать методическое искусство учителя;
ü планирование обратной связи;
ü урок должен быть добрым.
В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:
Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».
Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.
Одним из таких инструментов является программа MS PowerPoint. В данной программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории (обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.
В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.); наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.); таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.); учебник; рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы; тесты; игры; проектная деятельность учащихся и т.д.
Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики преподавания истории.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Заключение.
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.
Гражданско-патриотическое воспитание
В условиях современных реалий, необходимо стремиться к балансу в вопросе воспитания патриотизма у учащихся, чтобы не допустить крайностей — слепого чувства превосходства над другими народами, с одной стороны, и отсутствия веры в свою страну — с другой. На мой взгляд, патриотизм сегодня нужно трактовать как понимание интересов Отечества в тех высших благах, которые не разделяют, а объединяют народы, как поиск своего органического места в общемировой культуре и истории.
Нельзя скрывать от учеников слабые стороны национального характера, но при этом необходимо указывать на случаи проявления героизма и силы духа нашим народом. Нельзя в целях патриотического воспитания приводить только позитивные примеры. Трудные и мрачные страницы истории могут вызывать сопереживание о потерях сострадание к судьбе людей, ставших жертвами ошибок, насилия, жестокости, осуждение фактов предательства и т.д. Важно учить школьников не слепо восхищаться или осуждать, а понимать, размышлять, чувствовать и сопереживать. Воспитание национальной историей должно быть подлинным, а не мнимым, без недосказанности и искажений. Иначе это ведет к развитию конформизма, двойного сознания, конъюнктурности мышления.
Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”.
Поэтому на уроках истории надо сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь, передать потомкам.
v Уроки совместно со школьным музеем;
v Встречи с участниками локальных боевых действий, курсантами БГА;
v Просмотр фильмов;
v Экскурсии в музей МВД, музей-блиндаж, историко-художественный музей;
v Уроки-дискуссии;
v Исторические викторины;
v Проектная деятельность.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности.
v Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя.
v Как педагог может стать источником нравственного
v воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою
v систему ценностей ученикам?
v Что делать, если понятия о взглядах на поведение
v человека в ряде ситуаций у учителя и ученика
v не совпадают?
v Личный пример учителя;
v Познавательные исторические задачи;
v Путешествие в прошлое;
v Проблемные задания;
v Театрализованные уроки
Эстетическое воспитание
v воображаемое путешествие;
v Воображаемое интервью;
v Создание ситуации выбора;
v рассказ от первого лица:
v Экскурсии в музеи
При изучении проблем гуманизма в курсах истории возможно установление преемственных связей в формировании оценочных суждений обучающихся, для того чтобы подвести их к восприятию человека как целостной, свободной и ответственной личности, к оценке людей и явлений с точки зрения их прав, общечеловеческих ценностей. Это может быть информация о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войнах, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. Например, что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя – улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности.
Патриотическое, гражданское, гуманистическое воспитание в рамках урока истории в современном образовании должно быть связано с воспитанием толерантности. Стоит фиксировать внимание учеников на своеобразии развития, уникальности каждой цивилизации. Тем, закладывая понимание истории как поликультурного процесса, вбирающего в себя достижения всех народов.
История, как хранительница всемирно-исторического опыта культурного наследия человечества, содержит существенный потенциал для эстетического воспитания подрастающего поколения. Она решает задачи становления у школьников чувства прекрасного, способности понимать ценность художественного наследия и значимость приобщения к нему как к необходимой части саморазвития личности. Эстетическое воспитание в рамках урока истории имеет большое значение не только для приобщения учеников к историческим ценностям прошлого, но и для выбора путей своего развития, поведения.
Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений при воспитании подрастающего поколения.
Уважаемые педагоги, в целом, в рамках реализации программы воспитания по предметам образовательного цикла, стоит обратить особое внимание на то, что важно не просто предъявлять учащимся воспитывающую информацию. Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир.
- Любой урок истории содержит в себе важный воспитательный аспект. Общественная атмосфера прошлого всегда противоречива и неоднозначна, поэтому задача учителя истории дать возможность учащимся на основе предварительной исследовательской работы сделать объективные самостоятельные выводы, что способствует воспитанию бережного отношения и уважению к истории Отечества.
Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
И если все переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»
- Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить.
е бойся друга своего, в худшем случае он может предать.
Бойся равнодушных, они не убивают и не предают,
Но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. Бруно Ясенский, польский писатель
Итак, Воспитательные задачи урока истории заключаются в
• — воспитании патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительном отношении к языкам, традициям и культуре других народов;
• — формировании у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры и межэтнических отношений;
— разностороннем и современном развитии детей и молодежи, их творческих способностей, формировании навыков самообразования, самореализации личности