Воспитательный потенциал народного фольклора у детей раннего возраста

Автор: Кадуцкая Анна Никитична Корнеева Лилия Никитична

Воспитательный потенциал народного фольклора у детей раннего возраста

                                                                                          МБДОУ «Д/с № 10» город Ачинск Красноярский Край

                                                                          Авторы: Кадуцкая Анна Никитична, Корнеева Лилия  Никитична

Важнейшая составляющая дошкольного воспитания – формирование основ моральных качеств, духовно-нравственного развития, любви к родному краю, стране.

Фольклор – от англ. происхождения, означает народная мудрость, народное знание. С давних времен фольклор оценивается как средство формирования духовно-нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей и конечно, как средство передачи красоты и образности русского языка. Произведения устного народного творчества совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии.

В последнее время нашими педагогами отмечается, что в семьях практически не используют фольклор для воспитания детей. В большей степени дети смотрят мультипликационные фильмы. В связи с этим педагоги нашего ДОО считают необходимым применять в воспитательной работе с детьми фольклорные произведения и повышать родительскую компетентность в вопросах воспитательного потенциала детского фольклора.

Цель: формирование духовно-нравственных чувств воспитанников через применение фольклора в разных видах деятельности.

        создать РППС повышающую интерес детей раннего возраста к фольклорным произведениям;

        познакомить детей с разными формами фольклора (потёкши, приговорки, заклички, колыбельные песни и др.);

        пропагандировать в родительской среде роль детского фольклора как важнейшего средства нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей.

Для повышения детского интереса к фольклорным произведениям педагогическим коллективом в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда в группах и музее детского сада «Наследие». В групповых помещениях в «Центрах грамотности» воспитатели подобрали картотеки малых форм фольклора для детей с яркими иллюстрациями, литературу. Самое приятное и родное малышам – сказка, поэтому в группах изготовлено и подобрано педагогами и родителями все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра: различные виды театров, костюмы для ряжения, маски персонажей фольклорных произведений. Расположено все в свободном для детей доступе. Они могут взять книгу и посмотреть иллюстрации, выбрать для себя наряд.

На лестничных пролетах педагогами оформлена выставка репродукций художников-иллюстраторов по мотивам известных потешек.

В музее детского сада «Наследие» создана экспозиция «Горница», в которой собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка русской горницы. В рамках данной экспозиции и происходит знакомство детей с народным фольклором. Войдя в «Горницу», попадаешь в сказочный, необыкновенный мир. Здесь наши воспитанники могут увидеть такие предметы старинного быта, как расшитые рушники, на полках посуда, отразившая все разнообразие народных промыслов: золотая хохлома, нежно-голубая гжель, расписные деревянные ложки и переливающиеся своими необыкновенными цветами жостовские подносы, целая коллекция дымковских игрушек. На полу расстелены домотканые половики. Есть печка, чугунок, ухват, сито, коромысло с ведрами, тяжелый чугунный утюг и многое другое. У печи стоит расписной сундук, в котором наши бабушки хранили приданое. А рядом – настоящая старинная прялка. А какая же изба без самовара, стоящего на вышитой скатерти.

Планирование нашего детского сада предусматривает тематические недели, посвященные приобщению воспитанников к истории Родины. В рамках данных тематических недель организуется различная образовательная деятельность по ознакомлению с народным фольклором. Ознакомление с фольклором происходит в рамках следующих форм деятельности:

        применение фольклорных произведений в повседневной жизни;

        использование фольклора на занятиях;

        проведение народных праздников в детском саду.

В рамках режимных моментов фольклор используется для сопровождения процессов еды, одевания на прогулку, умывания, подготовки ко сну и пробуждения после дневного сна. Во время прогулки педагоги применяют фольклор наблюдая с детьми сезонные изменения в природе, играют в народные игры. Фольклорные произведения получают положительные эмоции от общения, со взрослым и детьми. Это влияет на благоприятное развитие ребенка.

Перед тем как посетить «Горницу», педагоги проводят занятия в группе, тем самым готовят детей к восприятию намеченной темы, дают детям первоначальный минимум знаний. Из музея берутся различные предметы быта (самовар, чугунок, деревянная посуда и т.д.), для близкого ознакомления с ними. Дети обследуют те или иные предметы. Совместно с педагогом дети разучивают прибаутки, песенки, хороводы, читают сказки. Н-р: «про сороку», проговаривая потеку, малыши отображает ее в действии, помешивая ложкой кашу в чугунке, колыбельные песенки напевать и покачивать куклу в люльке… В самой же «Горнице» ребята уже применяют и закрепляют полученные знания, обыгрывая различные ситуации.

В музее «Наследие» занятия по знакомству детей с народным фольклором носят закрепляющий характер. Педагог, напевая колыбельную, показывает детям как приятно, легко покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку. Или, сидя на низкой, деревянной лавочке и вышивая узоры, затянуть нежную, лирическую песню. Именно в этом виде словесно-музыкального искусства малыши могут ощутить красоту народного творчества. Детям доставляет радость приговаривая потеку, печь пироги в печке, «варить кашу в чугунке».

Все знания, которые дети получают во время игр и занятий дети имеют применить во время праздников и развлечений. Для детей младших групп организуются народные праздники, связанные с сезонными изменениями «Веснянки», «Осенины», «Зимние посиделки». Именно на этих праздниках дети рассказывали заученные потёкши и прибаутки, водили хороводы и играли в народные игры. В этом году в первые дети приняли участие в театральном фестивале. Во время подготовки каждый ребенок мог попробовать себя в той или иной роли. Активное участие в подготовке фестиваля приняли участие родители, они изготовили интересные костюмы, помогли в подборе атрибутов и изготовлении декораций. Фестиваль прошел в теплой дружеской обстановке, дети радовалась, сопереживали героям сказок, аплодировали маленьким артистам. Когда наступала их очередь выступать, немного терялись перед большой аудиторией зрителей, но выполняли свою роль до конца, а во время поклона хлопали себе вместе со всеми.  В завершении фестиваля в тожественной обстановке вручили подарки детям.

Привлекая родителей к процессу воспитания детей через фольклор, воспитатели прежде всего повышали их компетентность в данном вопросе. Педагогами подобраны консультативные материалы (консультации, памятки, папки-передвижки), которые раскрывают возможности фольклора по приобщению ребенка к народной культуре и быту его роли в духовно-нравственном воспитании подрастающего человека. Все консультации размещаются в родительском уголке, а также рассылаются в групповые чаты, что дает возможность расширить родительскую аудиторию.

Проведенная работа по внедрению фольклора в развитие детей дает свои положительные результаты. К концу года дети сами научились понимать содержание произведения и эмоционально на него реагировать, выполнять движения в соответсвии с текстом.

В заключении выступления хочется отметить, что «Живое» общение с народным творчеством ничем нельзя заменить. Сформировать у ребенка интерес к народному творчеству, научить его понимать прекрасное – главная задача детского сада. Она основана на приоритете общечеловеческих ценностей, формирующих думающего, чувствующего, любящего и активного человека, любящего свою Родину.

×
×