«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор: Швагерус Марина Рудольфовна

                                                                                                   Швагерус Марина Рудольфовна,

Воспитатель МДОУ детский сад №18 «Улыбка»,

                                                                                                        г. Нерюнгри РС(Я)     

 

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: внимание, дети старшего дошкольного возраста, психический процесс.

Внимание является важным психическим процессом, который является условием успешной реализации любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровая, учебная, трудовая), ее продуктом становится свойственное выполнение. Внимание дает возможность воспринимать, запоминать, рассуждать, осмысливать материал, действовать в соответствии с указаниями педагога даже тогда, когда определенный компонент деятельности может не вызывать никакого интереса, но в то же время требуют упорядочивания, приложение усилий.

Уникальной особенностью ребенка старшего дошкольника является то, что его «произвольное внимание относительно рассеянное, т.к. ребенок легко отвлекается на сторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, потому что он еще не контролирует свои чувства. В то же время непроизвольное внимание достаточно стабильно, длительно и сфокусировано. Постепенно, с помощью физических упражнений и волевых усилий, ребенок развивает способность контролировать свое внимание. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. Он развивает настойчивость, умение контролировать свое поведение. С развитием произвольного внимания формируются новые внутренние действия, которые начинают управлять вниманием изнутри, удерживать его на предметах, которые неинтересны ребенку в данный момент, едва заметны по силе их раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, и наиболее благоприятным периодом для этого является младший школьный возраст»[1, с. 436].

Внимание является одним из важных аспектов познавательной деятельности, и педагогам необходимо знать особенности его формирования у детей дошкольного возраста, т.к. оно обладает рядом качественных признаков, от которых зависит успешность познавательной деятельности дошкольника, а в дальнейшем и его становление как личности. А поскольку произвольное внимание дошкольника довольно неустойчиво, его необходимо развивать игровыми упражнениями с использованием различных средств развития внимания. Овладев умением управлять своим вниманием, концентрировать его на выполнении определенных заданий, ребенок не будет испытывать проблем в усвоении образовательной программы.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета сразу же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко делают одно и то же в течение длительного времени. Детям трудно сосредоточиться на однообразных и неинтересных для них занятиях, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными в течение длительного времени.

Таким образом, можно выделить, что особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребенка. Управляемое целенаправленное поведение, которое является волевым, характеризуется устойчивым стремлением к цели при наличии трудностей на пути ее достижения. Произвольное внимание формируется за счет того, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и с помощью определенных средств направляют и организуют внимание. Направляя внимание ребенка, взрослые дают ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает управлять своим собственным вниманием.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.

2.                 Серебрякова А. А. Овсянникова Е. А. Основы психологии: учеб. пособие. – 2 е изд. перераб. – М. : Флинта, 2015. – 131 с.

3.                Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. : Академия, 2013. — 336 с.

© Швагерус М.Р., Мамедова Л.В., 2020

 

 

 

×
×