Выполнение профминимума в кружке декоративно-прикладного творчества.

Автор: Мальгина Наталья Александровна

Не профессия выбирает человека,

 а человек профессию.

(Сократ)

 

Тема: Выполнение профминимума в кружке декоративно-прикладного творчества.

Профориентационный минимум — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

Разработаны Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (письмо от 20.03.2023 № 05-848)
       Согласно которым ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ (ПРОФМИНИМУМ) внедряется во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 класс. Дополнительное образование рассматривается как один из пунктов реализации профминимума и предполагает выбор и посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.

Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Из определения становится понятно, что конечной целью профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение обучающихся.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутри личностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

В настоящее время количество профессий просто огромно, около 40 тысяч. Чтобы ребенок смог свободно ориентироваться в планировании своего пути образования, в выборе будущей профессиональной деятельности, он должен иметь значительный багаж знаний о мире профессий. А значит приобретать начальные знания о профессиях и ремеслах он должен как можно раньше. Какие же знания может приобрести школьник при посещении объединения по декоративно-прикладному творчеству?

      Начиная с первых занятий, в объединении «Арт-студия «Калейдоскоп» ребята знакомятся с различными ремёслами и профессиями не только художественными: живописец, архитектор, искусствовед, скульптор, ландшафтный дизайнер, оформитель, но и с профессией водителя, продавца, театральными профессиями: дизайнер сцены, декоратор, художник по костюму, бутафор, кукловод.

В объединении «Арт-студия «Калейдоскоп» обучающиеся занимаются изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством. Обучение ведется по двум программам: «Мир фантазии» для младших школьников с 7 до 11 лет и «Разноцветные стеклышки»- для дошкольников с 5 до 7 лет соответственно.  Годовая программа обучения разбита на 4 блока, а именно: мастерская ИЗО, бумажная мастерская, мастерская скульптора и мастерская дизайнера. В каждом блоке занятия объединены одной тематикой соответствующей названию.

В связи с психологическими особенностями дошкольников и младших школьников им следует рассказывать про наиболее яркие и узнаваемые профессии. В художественной сфере это профессии художника, иллюстратора, скульптора, дизайнера, модельера.

Так, например, в блоке «мастерская изо» ребята узнают о деятельности художника-портретиста, художника –иллюстратора. Пробуют себя в этих ролях, рисуя портреты мам к празднику «День матери», изготавливая открытки по своему замыслу к праздникам «День учителя», «День пожилых людей».

Блок «бумажная мастерская» даст представления и профессиях художника-декоратора.

В «мастерской скульптора» ребята узнают об этой профессиональной деятельности, знакомятся со скульптурными материалами и пробуют их в деле при изготовлении поделок из гипса и пластилина в «Подарок маме на 8 марта», работают с глиной и папье-маше изготавливая поделки по соответствующим темам программы.

«Мастерская дизайнера» является завершающим блоком программы и позволяет актуализировать знания, полученные на предыдущих этапах. В этом блоке обучающиеся попробуют себя в роли художника- модельера на занятии, посвященному дизайну одежды (роспись футболки), дизайнером интерьера на занятии по теме «Комната моей мечты».  Вся эта работа ведется с начала образования объединения. 

А в связи с новыми требованиями по внедрению профминимума будет  расширена воспитательными мероприятиями. Воспитательная работа по темам «Калейдоскоп профессий» (запланирована на ноябрь 2023г.) и «Ярмарка вакансий» (запланирована на март 2024 г.)  углубит знания детей об условиях труда, функциональных обязанностях и необходимых компетенциях той или иной сферы деятельности.

Правильный выбор профессии очень важен, его сложно переоценить. Профессиональная деятельность человека во многом определяет его будущность. Отсюда возникает потребность как можно раньше определять склонности, задатки, способности ребенка к тому или иному виду деятельности с целью выбора правильного вектора развития. Занятия в объединении «Арт-студия «Калейдоскоп» не только поможет формированию эстетического восприятия и развитию творческих способностей у детей средствами декоративно — прикладного искусства, но и поможет профессиональному самоопределению обучающихся.

×
×