Автор: Костина Елена Васильевна
Представляю вашему вниманию статью о направлении социального проектирования по регионоведческому направлению, возможности и достижения на примере проектной работы учащихся «Лицея № 57» города Прокопьевска. Проект представлен как выставка предметов быта и фотографий под общим названием «Сделано в СССР».
В современных условиях глобализации и информатизации мирового и российского культурного пространства важной остается проблема духовного единства народа, объединяющим началом которого являются традиционные духовные ценности как особый фактор развития общества.
Решение масштабных национальные задач возможно тогда, когда есть общенациональные нравственные ориентиры, когда в стране хранят уважение к родному языку, к собственной культуре и к традиционным культурным ценностям, к памяти своих предков, к прошлому и настоящему в нашей отечественной истории. Такой подход является моральной основой укрепления единства и независимости страны, служит ориентирами нашей жизни, основой для экономических и политических отношений.
В этой связи особую значимость приобретает региональный аспект познания культуры. В современных научных исследованиях понятие региона рассматривается не только как географическое, но и как художественное явление в регионально-культурном, регионально-эстетическом и регионально-языковом значениях.
«Образовательное пространство» Кузбасса можно рассматривать в социокультурном контексте развития личности, задающем смысл и значение отдельных элементов жизни представителей разных национальностей, народностей, культурных автономий. Это относится и к системе образования Кузбасса, которая складывалась в условиях многонационального общества и является одной из интересных страниц истории России.
Социальное проектирование несет в себе большую воспитательную функцию. Деятельность по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической работы, который предполагает высокую квалификацию педагога.
Что такое социальный проект в учебном заведении? Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся. Основной педагогический смысл этой технологии – создание условий для социального самоопределения личности. Социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: формировать своё Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
1) социально значимая, имеющая социальную эффективность, итогом которой является создание реального «продукта», имеющего для обучающегося практическое значение и принципиально новое в его личном опыте;
2) задуманная, продуманная и осуществленная обучающимися, в процессе которой они вступают в осмысленное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки обучающегося.
В Лицее 57 было 6 этапов работы над социальным проектом выставки «Сделано в СССР».
1 этап. Постановка проблемы.
Сначала была проведена разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами лицеистов. Она началась с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого была сформирована социальная проблема – в социуме растёт интерес к советскому прошлому, родители, педагоги, лицеисты готовы собрать предметы быта, которые помогут раскрыть его.
2 этап. Ставятся цели и разрабатываются задачи проекта.
Целью проекта выставки «Сделано в СССР» стало: развитие культуроведческой компетенции учащихся; вовлечение учащихся в проектную деятельность; выработка навыка работы в группах; воспитание духовно-нравственного потенциала лицеистов.
Задачи:
— изучение особенностей музейной и выставочной деятельности;
— создание информационных материалов, привлечение внимания к проекту;
— сбор предметов быта и школьных принадлежностей, создание каталога;
— формирование выставки и проведение экскурсий.
3 этап. Сбор информации.
На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов. В Лицее такими партнёрами стали педагоги, родители и сами лицеисты.
4 этап. Сбор предметов, создание каталога, формирование разделов выставки. Таким образом идет создание реального «продукта», имеющего для лицеистов практическое значение и принципиально нового в их личном опыте. Выставка получила 4 раздела:
— Предметы образовательного назначения.
— Значки и монеты.
— Предметы быта.
— Мультимедиа по советски.
5 этап. Презентация проекта. В рамках Дней науки в Лицее было проведено 14 экскурсий для лицеистов разных возрастов силами команды проекта. Все они были интерактивными, предметы можно было рассмотреть, поторогать, изучить их действие и угадать предназначение.
6 этап. Анализ стадий подготовки проекта и его представления командой проекта и создание электронного каталога. Происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые и сильные стороны проекта, оформляется портфолио, где собраны все рабочие материалы проекта.
Логика реализации проекта «Сделано в СССР» включает: подготовительную работу по рекламе выставки, сбору экспонатов, созданию их каталога; презентацию выставки в рамках Дней науки в Лицее; самооценку и оценку проекта.
Подготовка социальных проектов в рамках регионоведения помогает решить несколько педагогических задач. Данная проектная деятельность способствует прочному закреплению полученных лицеистами знаний, повышает качество усвоения исторического материала. Перспективность использования регионально ориентированного материала состоит в том, чтобы придать ему проектно-исследовательский характер в целях развития личности.