ВЫЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ НА ПЛАТФОРМЕ «ЯНДЕКС.ТАКСИ»

Автор: Кудинов Александр Сергеевич

Маслова И.А., 

д. э. н., прпофессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, 

ФГБОУ ВО «Орловский государственный 

университет имени И.С. Тургенева», 

e-mail: tera_27@mail.ru, тел+7(4862)41-98-60

 

Кудинов А.С.

                                        магистр специальности 38.04.01 «Экономика» 

ФГБОУ ВО «Орловский государственный 

университет имени И.С. Тургенева», 

     E-mail: Kudinov1902@yandex.ru

 

Maslova I.A.,

Doctor of science economics, Professor, Department of Economics, Finance and Accounting, 

FGBOU VO «Oryol State University named after I.S. Turgenev » 

e-mail: tera_27@mail.ru, tel. +7 (4862) 41-98-60 

 

Kudinov A.S.

Master of specialty 38.04.01 « Economy»

 FGBOU VO «Oryol State University named after I.S. Turgenev «

EmailKudinov1902@yandex.ru

 

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ НА ПЛАТФОРМЕ «ЯНДЕКС.ТАКСИ»

Аннотация: Поддержание стабильного уровня предложения на платформе — агрегаторе такси является необходимым условием для того, чтобы платформа могла поддерживать свое конкурентное преимущество и обеспечивать заданный рынком уровень скорости подачи и доступности поездок для пассажиров. Для того, чтобы поддерживать этот стабильный уровень предложения платформам необходимо регулярно замерять уровень удовлетворенности водителей и степень их лояльности к сервису, чтобы иметь возможность вовремя предотвратить отток таксистов. 

Ключевые слова: сервис, уровень удовлетворенности, степень лояльности.

 

IDENTIFICATION OF THE REAL LEVEL OF SATISFACTION OF TAXI DRIVERS ON THE  PLATFORM «YANDEX.TAXI»

Annotation: Maintaining a stable level of supply on the taxi aggregator platform is a prerequisite for the platform to maintain its competitive advantage and ensure the level of delivery speed and accessibility of rides for passengers set by the market. In order to maintain this stable level of supply, platforms need to regularly measure the level of satisfaction of drivers and the degree of their loyalty to the service in order to be able to prevent the outflow of taxi drivers in time.

Keywords: service, level of satisfaction, degree of loyalty..

 

 

Введение 

Нельзя отрицать, что появление цифровых платформ значительно повлияло на всю экономическую среду. Однако степень и характер такого влияния остается неоднозначным, особенно в контексте трудовых отношений.  С одной стороны, с появлением цифровых платформ на рынке образовалось множество новых рабочих мест, в том числе платформы дали возможность для заработка для тех слоев общества, которые ранее могли претендовать на самую низкооплачиваемую работу.  (Месропян, 2018). С другой стороны, процесс автоматизации в целом, стоящий за формированием самих платформ, отнимает и только продолжит отнимать все больше рабочих мест, заменяя их алгоритмами и даже уничтожая целые профессии (LarssonTeigland, 2020).

Существуют примеры, связанные с огромными убытками от вытеснения агрегаторами на традиционном рынке такси, которые привели к закрытию целого ряда бизнесов такси «старого формата». 

Последние исследования на международных и российском рынках, говорят о том, что выручка компаний, занимающих лидерскую позицию среди агрегаторов такси, стремительно растет в том числе благодаря сетевым эффектам огромной силы, которые сконцентрировали у себя платформы (Zhidkova, 2016).

Как изменилось чувство удовлетворенности работников с приходом цифровых платформ

С появлением цифровых платформ отдельного исследования потребовал вопрос того, насколько переход к экономике цифровых платформ в целом сделал работников более или менее удовлетворенными своей работой. На эту тему еще нет единого мнения, и этот вопрос регулярно вызывает дискуссии. 

Новые условия труда с переходом к цифровым платформам задали и новые критерии удовлетворенности работой. Особенно актуальным стал вопрос о виртуальном взаимодействии команд. Исследования на эту тему говорят о том, что люди, в среднем чувствуют себя менее удовлетворенными от опыта работы в цифровом формате (LionelSangseok You, 2018). Помимо этого, были найдены закономерности между удовлетворенностью команды и степенью ее производительности. В рамках того же исследования были выявлены такие предикторы, которые позволяют влиять на степень удовлетворенности участников команды. Это такие факторы, как возможность совместного лидерства, самостоятельность и автономность, повышенный уровень доверия. С воздействием на эти факторы есть возможность повлиять на удовлетворенность команды, и, как следствие, на ее производительность, чем активно пользуются цифровые платформы. 

С одной стороны, в приведенной выше статье рассматривается позиция, что при переходе к gig экономике и информационным системам у работников по ряду факторов уровень удовлетворенности работой должен увеличиться (JoshiRai, 2000).

C другой стороны, есть ряд исследований, которые наоборот считают, что компании нового цифрового типа способствовали скорее общему снижению уровня удовлетворенности. По мнению некоторых исследователей это связано с повсеместной диджитализацией и переходом на технологии искусственного интеллекта, которые оставляет человеку ограниченный контроль над цифровыми платформами (RossenblatStark, 2016).

Заключение

В результате исследования были получены следующие выводы. Во-первых, большинство водителей оказались не удовлетворены своей работой с сервисом Яндекс.Такси. При этом, не была подтверждена гипотеза о том, что есть прямая взаимосвязь между уровнем удовлетворенности водителей работой и удовлетворенностью жизнью в целом, которая проявляется в оценке уровня счастья. Уровень счастья опрошенных составил достаточно высокие значения. Во-вторых, роль уровня стресса: как оказалось, в полученных данных он не находится на критичном уровне, а располагает достаточно средними значениям. Важная закономерность, связанная с уровнем стресса, состоит в том, что для водителей, которые воспринимают себя частными предпринимателями, показатель стресса немного ниже, при этом, уровень удовлетворенности работой в среднем немного выше. 

В-третьих, в качестве факторов, которые больше всего водители ценят в Яндекс.Такси выступили «работа на себя» и «баланс работы и личного времени», как мы и предполагали.

Список использованной литературы

1.               Л.В. Зайцева, А.С. Митрясова Труд водителей такси на основе интернет-платформ: отдельные вопросы правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2018.

2.               Как устроена цепочка выплат водителю такси [Электронный ресурс] // vc.ru URL: https://vc.ru/transport/128851-kak-ustroena-cepochka-vyplat-voditelyu-taksi (дата обращения: 01.04.2021).

3.               Как «Яндекс» изменил рынок такси в Москве [Электронный ресурс] // The Village URL: https://www.the-village.ru/business/stories/170215-yandex-sozdatel-mira (дата обращения: 01.04.2021). 

4.               Зайцева, Л.В. and А.С. Митрясова, 2018. Труд водителей такси на основе интернет-платформ: отдельные вопросы правового регулирования. Вестник Томского государственного университета (issue 435), (Дата обращения 01.04.2021) journals.tsu.ru/uploads/import/1757/files/435_239.pdf.

5.               Е.А. Заева Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по оказанию информационного воздействия пассажиров и водителей такси (Рынок агрегаторов такси), Интернет (2020). 01.04.2021. [Аналитический отчет] // ФАС России [официальный сайт] https://fas.gov.ru/documents/687693 (Дата обращения 01.04.2021)

×
×