Взаимодействие педагога-организатора с участниками воспитательного процесса

Автор: Лоянич Иван Викторович

Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов: педагог – коллектив обучающихся, педагог – обучающийся, педагог – представители обучающихся и т.д. Взаимодействие участников воспитательного процесса является важнейшим средством, необходимым способом успешного решения поставленных задач.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор деятельности ребёнком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и социокультурной адаптации. Оно обладает особым потенциалом. Этот потенциал состоит в возможности обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностно­значимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах созидательной деятельности; самоактуализации как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, а также саморазвития и личностного роста в социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности общества.

Основой воспитательного процесса в образовательных организациях является национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфики дополнительного образования, целью воспитания в ЦДЮТТ «Мотор»  является личностное развитие учащихся, проявляющееся:

1)              в освоении учащимися социальных знаний, которые общество выработало на основе общественных ценностей, в том числе о современных сферах человеческой деятельности (то есть, в освоении социально значимых знаний и приобретении опыта социального взаимодействия, направленных на формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения);

2)              в формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального) в разных сферах человеческой жизни посредством участия в экономических, социокультурных, профессиональных пробах;

3)              в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны, актуальным вызовам будущего.

Для решения поставленных задач осуществляется взаимодействие с участниками воспитательного процесса:

1.    С педагогами дополнительного образования.

Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству.

Содержание деятельности:

                   актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе реализации ДООП;

                   организация игровых учебных пространств;

                   обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и учащихся,

                   разработка современного образовательного и воспитательного контента;

                   проектирование дискуссионных и игровых образовательных пространств;

                   организация и педагогическая поддержка социально-значимой деятельности и социальных проб учащихся;

                   организация и педагогическая поддержка просветительской, исследовательской, поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной деятельности учащихся, направленной на освоение социальных знаний, формирование позитивного отношения к общественным ценностям, приобретения опыта социально­значимых дел.

2.    С администрацией Центра.

Задача: формирование целевого единства при выполнении воспитательных задач.

Содержание деятельности:

·                Деловое совещание с применением активных форм организованного группового взаимодействия. От руководителя, проводящего деловые встречи в коллективе в интерактивном режиме, требуются специальные умения: владение методом группового интервью, экспресс-опроса, высокая контактность, доброжелательность, открытость. Содержание и средства делового общения влияют на изменение психологического климата и всей организационной культуры образовательного учреждения.

·                Активные групповые формы принятия коллективных решений — позволяют найти оптимальные выходы из создавшихся проблемных ситуаций, выработать общую стратегию практической реализации, добиться личностного принятия решения большинством коллег по работе. Даже включение отдельных элементов групповой опросной и дискуссионной работы в собрание, совет, совещание, деловую планерку способствует значительному повышению эффективности их проведения, результативности внедрения коллективно принятых решений.

·                Деловое общение представляет собой систему взаимодействий коллектива по поводу общего для него дела. Деловое общение основано на равноправном участии всех сотрудников во взаимном информировании. Особенностью такого общения является точность понимания содержания информации всеми его участниками. Деловое общение отражает общие для педагогического коллектива цели, деловую продуктивность преподавателей и руководителей учреждения, совместность в поиске истины или выхода из трудного положения.

3.    С родителями (законными представителями).

Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся в системе дополнительного образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию.

В практике работы Центра применяются самые разнообразные формы

взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

 Дни открытых дверей;

 родительские собрания;

 индивидуальные консультации;

 анкетирование родителей;

 выставки работ;

 открытые занятия;

 творческие мастерские;

 семейные праздники;

 праздничные программы;

 конкурсы;

 мастер – класс.

Основные направления организации работы Центра с родителями:

1. Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.

4. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

5. Разработка и оформление тематического информационного стенда для родителей.

×
×