Взаимодействие педагогического коллектива СПО с учреждениями ДОО в создании условий для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций специалиста дошкольного профиля

Автор: Юлия Константиновна Ликонова

Ликонова Ю.К.

Преподаватель ОГБ ПОУ  «Ульяновский педагогический колледж»

 

Взаимодействие педагогического коллектива СПО с учреждениями ДОО в создании условий для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций специалиста дошкольного профиля

 

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к совершенствованию профессиональных компетенций педагогов дошкольного профиля на основе взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования с инновационной дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: дошкольная организация, профессиональные компетенции, специалист дошкольного профиля, взаимодействие, инновационная деятельность, стажировочная площадка.

         Проблема повышения готовности педагога к высококвалифицированной профессиональной деятельности, отвечающей потребностям современного общества, является одной из кадровых проблем эффективного и развивающего обучения и воспитания детей в организациях дошкольного образования. Важнейшим преобразованием в системе дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), который предъявляет высокие требования к уровню профессиональной компетентности участников образовательных отношений, ориентирует педагогическое сообщество на реализацию дополнительных профессиональных программ, построенных на психолого-педагогических основаниях, деятельностном и практико-ориентированном подходах.

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяет потребность в разработке и реализации эффективных подходов в непрерывном совершенствовании профессиональных компетенций, в том числе и на базе образовательной организации как субъекта общей системы образования [2].

         С традиционной моделью обучения педагога на курсах повышения квалификации хорошо знаком каждый педагогический работник. Но сегодня востребована не только «вертикальная», но и другая «горизонтальная» модель обучения педагога, как «обучение внутри, между собой», особенность которой заключается в применении практико-ориентированного и деятельностного подходов к обучению с применением инновационного опыта практиков. В рамках горизонтальной модели обучения педагога известны такие формы обучения как методические объединения, научно-практические конференции, творческие лаборатории, опытно-экспериментальные площадки, ярмарки педагогических идей, стажировочные площадки и др.

Наш опыт показывает, что в системе повышения квалификации одним из эффективных подходов в совершенствовании профессиональных компетенций педагога дошкольного профиля является организация взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива ДОО с учреждениями среднего профессионального и высшего образования. Взаимодействие мы рассматриваем, как объективную и универсальную форму движения и развития, определяющую существование и структурную организацию любой материальной системы, взаимную обусловленность общественных явлений и субъект научно-методической деятельности в общей системе развития профессионального мастерства, в том числе и совершенствование профессиональных умений в процессе сотрудничества педагогов дошкольного профиля с образовательными учреждениями разных уровней.

         Считаем, что продвижению модели горизонтального обучения педагога способствуют педагогические коллективы ДОО, функционирующие в инновационном режиме, реализующие принцип открытости к взаимодействию с учреждениями разного уровня образования, в том числе с образовательными учреждениями среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО) с целью совершенствования профессиональных умений.

Наш опыт показывает, что эффективной формой внедрения деятельностного и практико-ориентированного подходов при продвижении горизонтальной модели обучения педагога на базе ДОО, функционирующей в инновационном режиме, является деятельность стажировочной площадки.

Взаимодействие педагогического коллектива ДОО, функционирующей в режиме стажировочной площадки с учреждениями СПО и ВО осуществляется при создании следующих условий:

актуальность проблемы инновационной деятельности педагогического коллектива ДОО, ее востребованность в образовательном пространстве.

         В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», ФГОС СПО для преподавания дисциплин профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Стажировка педагогических работников должна проводится в учреждениях, по профилю получаемой обучающимися квалификации. В связи с этим в был  заключен договор между Ульяновским педагогическим колледжем и инновационным ДОО о сотрудничестве и организации курсов повышения квалификации в форме стажировки для преподавателей дошкольного отделения по проблеме раннего воспитания детей. Трехдневная стажировка по теме «Организация работы службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях ДОО» позволила педагогам овладеть передовым опытом организации образовательной и воспитательной работы, ознакомиться с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучить инновационные педагогические технологии работы с детьми раннего возраста и семьями, воспитывающими детей до 2-х лет.

— ориентация на использование практико-ориентированного и деятельностного подходов в деятельности по повышению квалификации педагогов.

         С целью профессионального роста и совершенствования профессиональных компетенций руководство Ульяновского педагогического колледжа сотрудничает с Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова» и организуя практические занятия по программам повышения квалификации (выездные практические занятия, занятия в онлайн режиме, презентация кейса педагога и т.п.). Регулярно преподаватели транслируют инновационный опыт работы в формате «равный-равному» и организуют обучающие семинары, мастер-классы по различным направлениям работы.

опора в практической деятельности на опыт профессионалов, педагогов дошкольного профиля. В нашей области формируется институт профессиональный объединений педагогов дошкольной сферы. Формами профессиональных объединений выступают — рабочие группы, творческие лаборатории, коллективы инновационных ДОО, ассоциация педагогических коллективов Ульяновской области. Очень важно приглашать к этой творческой работе широкий круг профессионалов — преподавателей вузов, учреждений среднего профессионального образования, успешных педагогов образовательных учреждений дошкольного профиля. Участие профессорско-преподавательского состава университета и опытных практикующих руководителей и воспитателей в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ способствует решению главной задачи — повышение качества дошкольного образования.

         В заключении необходимо отметить, что опыт по организации взаимодействия преподавательского состава колледжа с дошкольными учреждениями в создании условий для непрерывного совершенствования профессиональных компетенций специалиста дошкольного профиля позволяет реализовывать дополнительные профессиональные программы, направленные на удовлетворение образовательных потребностей, запросов работников системы дошкольного образования и совершенствование профессиональных компетенций воспитателей.

Литература:

2.Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-76 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca/

3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 21 июля 2020 года). — URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/.

4.Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). — URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf.

 

×
×