«Взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе скрипки»

Автор: Хузеева Лилия Егоровна

Тема урока: «Взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе скрипки».

Тип урока: традиционный.

Цель урока:

Достижение слаженной совместной работы преподавателя, концертмейстера и учащейся 5 класса отдела струнно-смычковых инструментов Чубариной Настей на уроке по предмету «Специальность».

 

Задачи урока:

Образовательные:

ü Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие:

ü Психологическое раскрепощение учащейся;

ü Развитие технических навыков;

ü — расширение музыкально-теоретических знаний.

Воспитательные:

ü Активизация творческих способностей учащейся;

ü Умение взаимодействовать на уроках с преподавателем и концертмейстером;

ü Формирование интереса к занятиям посредством просмотра видео с записями учащихся ДМШ;

ü Музыкальная отзывчивость на произведения.

ü Воспитание эмоционально-образной культуры ребёнка.

Применение педагогических технологий:

 Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение.

Технология направление на осознание учащимся целей, задач и возможностей своего развития, на участие личности в самостоятельной и творческой деятельности.

Здоровьесберегающие:

-Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован;

— Чередование различных видов учебной деятельности (разыгрывание на этюдах, игры, упражнения сменяется разбором новых произведений, выученных произведений и слушание музыки);

— На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

 

Оснащение урока:     скрипка, концертный рояль, пюпитр, нотный материал.

 

План (ход) урока:

1. Вступительное слово преподавателя;

2. Организационные моменты (подготовка учащейся к работе);

3. Практическая работа над произведениями: К.Караев «Задумчивость», Э. Дженкинсон  «Танец» (повторение и закрепление пройденного материала);

4. Анализ урока. Разбор ошибок и положительных моментов.

 

Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы проведём открытый урок с учащейся 3 класса по классу «Скрипки» Кертык Карина и покажем, как соблюдается интегрированная взаимосвязь всех участников образовательного процесса: преподаватель –концертмейстер — учащийся.

Для успешной организации учебного процесса преподаватель и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика- педагогом-наставником.

В процессе обучения концертмейстеру очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты, и он не должен играть их однообразно. Концертмейстеру во время работы необходимо умение увлечься замыслом преподавателя .

Задача концертмейстера, как и преподавателя, привить любовь и уважение к музыке в учениках, воспитать их вкус и культуру, расширить кругозор, а также открыть и развить такие качества как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, научить ребёнка слушать и понимать музыку.

Преподаватель должен помогать учащемуся достичь поставленных на уроке целей с помощью аккомпанемента концертмейстера и своих пояснений.

Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу возраста, не всегда может контролировать свои действия и грамотно выражаться. Учащимся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, они могут растеряться в любой момент. Преподаватель и концертмейстер помогают им сконцентрироваться в нужный момент и преодолеть эти и другие качества личности, мешающие точному исполнению.

 

Методы и способы достижения целей:

·        Метод демонстрации (показ преподавателя и концертмейстера);

·        Проигрывание концертмейстером аккомпанемента и проигрывание мелодического материала учениками;

·        Метод разучивания (по элементам, по фразам, целиком);

·        Мотивирование учащихся к активизации самостоятельного мышления;

·        Словесный метод (беседа, объяснение);

·        Анализ исполнения.

Критерием оценивания исполнения является чистое интонационное исполнение концертного материала с правильным текстом, согласованность исполнения с аккомпанементом, эмоциональная раскрепощённость учащихся.

 

Анализ урока.

Концертмейстер помогал преподавателю и учащейся достичь поставленных на уроке целей с помощью своего аккомпанемента и пояснений.

Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. Некоторым учащимся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, растерянность. Концертмейстер помогает ребёнку сконцентрироваться в нужный момент и преодолеть эти и другие качества личности, мешающие точному исполнению.

 

Приложение . Вопросы, заданные на уроке.

1.     Назовите ключевые знаки в гамме D-dur.

2.     Назовите полутоны в гамме D-dur.

3.     Как переводится слово legato?

4.     В какой тональности написан Танец Э. Дженкинсона?

5.     Что означают динамические оттенки f, p, mf, cresc.

6.     Каким штрихом исполняется «Танец», характер его исполнения?

7.     В какой тональности написана пьеса «Задумчивость» К.Караева?

8.     Каким штрихом исполняется пьеса, характер ее исполнения?

 

 

Подведение итогов:

У преподавателя и концертмейстера с учащейся налажен контакт, на протяжении всего занятия создана и поддерживалась доброжелательная, рабочая обстановка. Во избежание скованности или зажатости учащейся, замечания делались тактично и спокойно. Концертмейстер, как и преподаватель, умело разбирается в настроении учащейся, проявляет педагогический такт, терпение, выдержку.

В основе данного урока положены технология саморазвивающего обучения, а также здоровьесберегающие технологии.

×
×