ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор: Латыпова Гульдар Анваровна

Проблема взаимодействия детского сада и семьи является очень актуальной в настоящее время, так как она включает  в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

В воспитании детей дошкольного возраста принимают участие семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон вносит свой вклад и играет особую роль в воспитании ребенка. По мнению Л.С. Выготского «социализация ребенка в обществе начинается именно с дошкольного возраста» [2, с. 4]. На этом этапе они получают основу для начала учебной деятельности в школе. Уровень подготовки детей к школе напрямую зависит от взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Цель данного взаимодействия – создание благоприятных условий для развития ребенка, подготовки его к школьному образованию [1, с. 103].

Уровни участия родителей в жизни детского сада предполагают оказание разовой помощи; добровольная помощь на постоянной основе; проведение занятий и праздников с использованием определенных способностей родителей; помощь родителей в определении основных направлений работы в группе.

Хотя родители знают своего ребенка очень хорошо, в силу внешних обстоятельств, образование детей во многом ложится на плечи воспитателей. Родители недостаточно знают возрастные и индивидуальные особенности в развитии детей, часто в своем воспитании опираются на интуицию, что впоследствии может привести к неутешительным результатам.

Подготовка  к школе – достаточно сложный процесс, который включает в себя сформированность предпосылок  к учебной деятельности, умение ребенка следовать правилам, внимательно слушать, выполнять работу по образцу, выполнять инструкции воспитателя [1, с. 118].

 Недостаточный уровень подготовки ребенка к школе проявляется в следующем:

— ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, отстает от общего режима работы группы;

— у ребенка слабо развита связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, выделять главное;

— проявляет недостаточно интереса, испытывает трудности при общении со сверстниками и взрослыми.

Задача воспитателя совместно с родителями выработать у дошкольников представление о занятиях как о важной деятельности по приобретению знаний, тем самым научить ребенка правильно выполнять задания, внимательно слушать педагога; развивать в детях настойчивость, самостоятельность, ответственность, старательность Но не стоит забывать и про положительную мотивацию ребенка, которую следует создавать с помощью развития познавательного интереса к окружающему миру, оптимистических рассказах о школе со стороны родителей. Это поможет сформировать у детей правильное отношение к школе, повысить их стремление  к овладению знаний [1, с. 125].

Ответственность за воспитание детей несут родители, а все социальные институты призваны для того, чтобы им помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность в правильное русло. Поэтому к функциям дошкольного учреждения добавляется еще и функция консультирования родителей в вопросах воспитания детей, а воспитатель в этом случае выступает партнером родителей.

В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в период подготовки к школе создаются условия для правильного индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.

Основные принципы организации процесса взаимодействия родителей и семьи [3, с. 78]:

— открытость детского сада для семьи;

— сотрудничество воспитателей и родителей;

— создание активной развивающей среды, который обеспечивает единый подход к развитию личности ребенка в семье и детском саду;

— диагностика общих и частных проблем в развитии личности ребенка.

Существует два направления взаимодействия семьи и детского сада при подготовке детей к школе:

1.   Повышение уровня педагогической компетенции родителей через коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся: лекции, родительские собрания, дискуссии, круглые столы, тренинги, совместные экскурсии, выставки работ, дни открытых дверей и т.д.

Индивидуальные формы взаимодействия – консультации  и анкетирование родителей.

К наглядно-иллюстрационным формам относятся папки-передвижки, родительские уголки, выпуски газет, информационные стенды, видеопрезентации и памятки.

2.   Привлечение родителей к участию совместных мероприятий и праздников.

Совместные мероприятия помогают родителям посмотреть на проблемы своего ребенка изнутри, выявить трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как поступают другие родители, т. е. приобрести опыт общения, как со своим ребенком, так и с другими детьми, родителями и воспитателями.

Подготовка к школе – очень важный период не только в жизни ребенка, но и его семьи, поэтому задача дошкольного учреждения использовать разнообразные формы и методы работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

Библиографический список

1.   Данилина Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. М. 2012. 253 с.

2.   Скоролупова О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С. 4-7.

3.   Сташкова Т.Н. Новые формы работы с родителями в детском саду по психологической подготовке детей к школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 77-79. 

 

Скачать статью

×
×