Взаимосвязь тревожности, самоактуализации со стрессоустойчивостью у студентов

Автор: Ватутина Ксения Викторовна

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ

 

Ватутина Ксения Викторовна

 

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №137»

 

Аннотация: в статье представлены результаты изучения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов-психологов. Эмпирическое исследование было проведено на базе АлтГПУ (г. Барнаул) среди выборки, состоящее из 146 студентов-психологов 1-4 курсов, из них 51 юноша и 95 девушек. Возраст испытуемых составил от 17 лет до 25 лет:  17 лет – 35 студентов, 18 лет – 93 студентов, 19 лет – 11 студентов, 20 лет – 2 студентов, 21 год – 2 студентов, 25 лет – 3 студентов. Выводом является то, что установлена связь стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости.

 

Ключевые слова: индивидуально-личностные предикторы, стресс, стрессоустойчивость, тревожность.

 

INDIVIDUAL AND PERSONAL PREDICTORS OF STUDENTS’ STRESS TOLERANCE

 

VATUTINA KSENIIA VIKTOROVNA

 

Teacher of Russian language and literature of MAOU «Secondary school No.137»

 

Abstract: the article presents the results of the study of individual and personal predictors of stress resistance in psychology students. An empirical study was conducted on the basis of Altgpa (Barnaul) among a sample consisting of 146 psychology students of 1-4 courses, 51 of them boys and 95 girls. The age of the subjects ranged from 17 years to 25 years: 17 years – 35 students, 18 years – 93 students, 19 years – 11 students, 20 years – 2 students, 21 years — 2 students, 25 years – 3 students. The conclusion is that the connection of stress resistance of psychology students with their individual and personal characteristics (predictors) has been established. Their purposeful development will help to increase resilience in stressful situations, that is, stress resistance.

 

Keywords: individual and personal predictors, stress, stress tolerance, anxiety.

 

Сегодня достижения цивилизации часто вредят человеку и окружающему миру. Многие чувствуют себя растерянными, беспомощными от осознания собственной незначительности, неполноценности. Еще острее такая тенденция проявляется в молодежной среде, в том числе и среди студентов. Давно известным фактом есть возможность личности сознательно влиять на духовное и физическое здоровье. Социальное построение современного общества ощутимо влияет на усвоение неоднозначных поведенческих паттернов молодежью. Понимание механизмов угроз и возможностей психологической защиты человека не только теоретическая проблема, но и базовая потребность в повседневной жизни.

Среди ученых разделились взгляды на понятие «стресоустойчивость». Одни ученые – Л. А. Кижаев-Смык и др. считают, что стрессоустойчивость заключается в способности личности успешно осуществлять отдельный вид деятельности в различных ситуациях [1, с. 176]. Другие ученые А. В. Либина, А. В. Либин и др. – это понятие понимают как умение личности воспринимать и анализировать собственные эмоции; придерживаться большой выдержки; способность переносить волевые и эмоциональные нагрузки без ущерба для социума и собственного здоровья [3, с. 114].

А. А. Минулина утверждают, что стрессоустойчивость у студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой жизни, прежде всего, таких как сдача экзаменов и необходимость самоопределения в будущем профессиональной деятельности [4, с. 81]. С. А. Козлов, С. А. Шувалова считают, что стрессоустойчивость как интегративное свойство личности имеет подразумевает взаимодействие со всеми структурными характеристиками психики как во время, так и после действия стрессогенных факторов. К внутренним факторам развития стрессоустойчивости можно отнести «Я-концепцию» личности, удачно подобранные копинг-стратегии и богатство коммуникативной сферы [2, с. 64].

Подобного хода мнений придерживается и Ю. Л. Новикова, которая в своих работах подчеркивает, что для формирования стрессоустойчивости и успешного копинг-поведения в случае стрессовых ситуаций важную роль играют ресурсы человека. Эти ресурсы разделяются на: материальные, физические, личностные, информационные и инструментальные [6, с. 23].

Личностные ресурсы [6, с. 24]:

мотивация студентов для преодоления стрессовых ситуаций;

«Я-концепция»;

активная жизненная позиция;

оптимизм и эмоционально-волевые черты студента.

Физические ресурсы: состояние здоровья студента и уровень ответственного отношения к нему.

Материальные:

материальное благополучие;

безопасность жизни и здоровья;

благоприятные санитарно-гигиенические условия.

Информационные и инструментальные ресурсы:

Контроль собственных эмоций;

выбор путей к достижению целей;

способность к успешной адаптации;

способность к осмыслению возникшей ситуации.

Многие исследователи (Л. А. Кижаев-Смык [1], А. В. Либина [3], А. В. Либин [3] и др.), рассматривая проблему индивидуальных особенностей стрессоустойчивости, связывают уровень развития данного психологического феномена с широким кругом психологических характеристик личности, а именно с тревожностью; агрессивностью; локусом субъективного контроля; мотивационной направленностью личности. Индивидуальные особенности стрессоустойчивости определяются как динамические во времени, зависящие от внешних и внутренних факторов и определяются уровнем и развитостью отдельных функций целостной системы и взаимодействием определенных ее четырех структурных компонентов – личностного, социального, типологического, поведенческого

Преодоление таких опасных явлений, как повышенная тревожность, стрессы требует значительных личностных ресурсов. Не все могут совладать со стрессом, противостоять ему в силу личностных и индивидуальных особенностей. Студенческий возраст – это возраст взросления, становления личностных качеств, формирование жизненной и профессиональной позиции. В данный возрастной период, на еще несформировавшуюся личность, накладываются жизненные проблемы и разного рода стрессовые факторы. Противостоять стрессам могут далеко не все студенты: все зависит от индивидуальности и степени развития личности студента. Поэтому является важным изучение индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов. 

Эмпирическое исследование было проведено на базе АлтГПУ (г. Барнаул) среди выборки, состоящее из 146 студентов-психологов 1-4 курсов, из них 51 юноша и 95 девушек. Возраст испытуемых составил от 17 лет до 25 лет:  17 лет – 35 студентов, 18 лет – 93 студентов, 19 лет – 11 студентов, 20 лет – 2 студентов, 21 год – 2 студентов, 25 лет – 3 студентов.

Для изучения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов применялась следующая группа диагностических методик:

1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).

2) Методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин).

3) Самоактуализационный тест – САТ.

Результаты по Тесту на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина) показали, что: большая часть студентов-психологов (43,8%) имеют высокий уровень личностной тревожности, средний уровень личностной тревожности был выявлен у 34,9% студентов-психологов (данный уровень тревожности считается умеренно-допустимым), низкий уровень личностной тревожности выявлен у меньшей части студентов-психологов (21,3%). Было установлено, что большая часть студентов-психологов (41,7%) имеют высокий уровень ситуативной тревожности, средний уровень ситуативной тревожности был выявлен у 35,7% студентов-психологов (данный уровень тревожности считается умеренно-допустимым), низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у меньшей части студентов-психологов (22,7%).

Применение методики определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е.В. Распопина показало, что 26,6% студентов-психологов обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Это проявляется в сочетании с низкими уровнями как ситуативной, так и личностной тревожности. У 46,5% испытуемых был выявлен средний уровень стрессоустойчивости. У данной группы студентов достаточно хорошие, устойчивые результаты. Показатели вспыльчивости и наступательности низкие. У всей группы студентов с низким уровнем стрессоустойчивости (26,9%) наблюдаются очень высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности. В стрессовой ситуации данные студенты испытывают существенные проблемы с эмоциональными, физиологическими и интеллектуальными проявлениями, осознанный самоконтроль затруднен.

Наиболее студентам-психологам характерны такие личностные качества, как самопринятие (ср.=59,0), креативность (ср,=56,0), принятие агрессии (ср.=54), познавательные потребности (ср.=54,0), самоуважение (ср.=52,0). Менее характерно студентам-психологам синергия (ср.=34,0). Данные результаты означают, что студентам-психологам еще не свойственно целостное восприятие мира, понимание взаимосвязи всего, что происходит в их жизни. Не свойственна гибкость поведения (ср.=40,0). На уровне психологической нормы находятся такая шкалы, как «поддержка» (ср.=47,0), «спонтанность» (ср.=46,0), представления студентов о природе человека (ср.=50,0), контактность (ср.=47,0), ценностные ориентации (ср.=47,0).

С целью выделения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов был осуществлен факторный анализ первичных статистических данных (с помощью программы IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021)) с последующим использованием методов главных компонент и Varimax-вращения.

Анализ индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов выявил 5 основных компонент, описывающих 67,132% дисперсии. В матрице данных факторного анализа можно увидеть значение каждой изучаемой поведенческой особенности по выделенным компонентам (Таблица 1).

Таблица 1 – Результаты факторного анализа

Индивидуально-личностные предикторы

Компонент

1

(17,885%)

2

(15,544%)

3

(13,186%)

4

(10,693%)

5

(9,824%)

Личностная тревожность

0,290

0,023

0,218

-0,198

-0,527

Ситуативная тревожность

-0,008

0,844*

-0,191

-0,103

-0,100

Негативная социальная оценка

-0,034

0,706*

0,246

-0,038

0,070

Негативная самооценка

0,810*

0,317

0,036

0,252

0,218

Неопределённость

0,134

0,029

0,737*

0,250

-0,042

Дефицит времени

0,183

-0,052

0,154

-0,181

0,856*

Информационные перегрузки

0,159

0,692

0,103

0,859*

-0,042

Физические перегрузки

0,659

-0,097

0,240

0,270

-0,141

Монотонность

0,005

0,149

-0,190

0,075

0,134

Изоляция (одиночество)

0,324

-0,115

0,754

-0,271

-0,242

Ситуации конкретной угрозы

0,650

0,841*

0,411

0,064

0,006

Повседневные стрессоры

0,606

-0,075

0,167

0,861*

-0,076

Неожиданность стрессора

0,290

0,023

0,218

-0,198

-0,527

Длительность и повторяемость стрессора

0,805*

0,145

-0,191

-0,103

-0,100

Поддержка

-0,034

0,722*

0,246

-0,038

0,070

Ориентация во времени

0,005

0,317

0,788*

0,252

0,218

Ценностная ориентация

0,136

0,031

0,036

-0,424

-0,042

Гибкость поведения

0,188

0,896*

0,154

-0,181

-0,527

Сензитивность к себе

0,161

0,692

0,103

0,250

-0,042

Спонтанность

0,675

-0,097

0,240

0,270

-0,141

Самоуважение

-0,008

0,149

-0,190

0,075

0,135

Самопринятие

0,324

-0,115

0,754*

-0,271

-0,242

Представления о природе человека

0,621

0,145

0,411

0,064

0,006

Синергия

0,612

-0,075

0,167

-0,424

-0,076

Принятие агрессии

0,293

0,023

0,218

-0,198

0,808*

Контактность

-0,004

0,874*

-0,197

-0,103

-0,100

Познавательные потребности

-0,034

-0,052

0,246

-0,037

0,078

Креативность

0,005

0,317

0,877*

0,252

0,218

*- р≤ 0,05

 

Из данных Таблицы 1 следует, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как:

негативная самооценка и негативная социальная оценка – оценочный фактор важен для студентов, при этом они критично относятся к себе как личности, так и, несмотря на внешнюю независимость и свободу, достаточно остро воспринимают негативные оценки социума;

длительность и повторяемость стрессора – студенты по-разному сопротивляются стрессам и стрессовым ситуациям: кому-то достаточно одного стрессового фактора, другие могут длительное время противостоять стрессу; если стресс повторяется, то часть студентов реагирует на него спокойно, другая часть начинает тревожиться и чувствовать психологическую неустойчивость;

ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы – сопротивление стрессу у всех студентов находится в зависимости от ситуации, при которой они попадают в проблемную ситуацию, чаще всего, это ситуация конкретной угрозы «здесь и сейчас»;

гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция – неумение подстраиваться под определенные социальные условия;  стрессоустойчивость находятся в прямой зависимости от того, насколько личность умеет выстраивать коммуникации в разных условиях, насколько умеет переносить изоляцию, испытывая потребность в общении;

ориентация во времени, дефицит времени – данные предикторы также оказывают влияние на стрессоустойчивость студентов индивидуально в связи с тем, что часть студентов легко переносит дефицит времени, другая часть студентов сильно тревожится и переживает;

самопринятие, креативность – чисто индивидуальные предикторы, которые проявляются у каждой личность по-разному: непринятие себя и неумение выразить свой Я приводит к стрессам и снижает стрессоустойчивость;

информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии – данные предикторы также у каждого студента проявляются индивидуально в связи с тем, что дни студенты могут справляться и легко переносят информационные перегрузки, повседневные проблемы, принимают агрессии, так или иначе, с которой приходится сталкиваться постоянно, другая часть студентов – тревожится и долго переживает.

Таким образом, можно констатировать связь стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости.

 

Список литературы

 

  1. Кижаев-Смык, Л.  А. Психология стресса / Л. А. Кижаев-Смык. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 463 с.
  2. Козлов, С. А. Психологическая устойчивость личности как фактор стрессоустойчивости / С. А. Козлов, С. А. Шувалова // Психологические исследования. – 2018. – №4. – С. 63-66.
  3. Либина, А. В. Эмоции и стресс / А. В. Либина, А. В. Либин. – Москва:  НОРМА-ИНФРА, 2018. – 248 с.
  4. Минулина, А. А. Уровень стрессоустойчивости студентов в динамике обучения / А. А. Минулина // Научный потенциал. – 2023. – № 2-2 (41). – С. 80-84.
  5. Мисюля, С. И. Особенности экзаменационного стресса у студентов с разным психотипом / С. И. Мисюля // В сборнике: Актуальные проблемы качества образования в высшей школе. Материалы докладов научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Петропавловской. – Тверь, 2021. – С. 92-96.
  6. Новикова, Ю. Л. Влияние стресса на жизнь современного студента / Ю. Л. Новикова // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 1. – № 6. – С. 22-25.

 

×
×