Автор: Кажокина С. В.
Взаимосвязь
учителя-логопеда со специалистами ДОУ
в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Подготовила:
учитель-логопед
Кажокина С. В.,
Речь – основное средство межличностного общения, передачи информации и опыта, самопознания и знакомства с окружающим миром. Развитие речевой функции тесно связано с развитием личности ребенка, его способностью адаптироваться в обществе. Если что-то идет не так, нарушения распространяются на все сферы жизни маленького человека. Чтобы вовремя обнаружить отклонения и скорректировать их, необходимо вмешательство экспертов. Согласованные действия психолога и логопеда дают более выраженный результат.
С каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями. Любой сбой в развитии влечет за собой целую цепочку отклонений от нормы. Например, общее недоразвитие речи (ошибки в формировании лексико-грамматической, звуковой, семантической сторон речи) у детей, обладающих нормальным слухом, сохранным интеллектом, может стать причиной:
· небогатого словарного запаса;
· затрудненного общения со сверстниками;
· сниженной познавательной активности;
· малосодержательной игровой и художественно-творческой деятельности.
Ребенок замечает свою «непохожесть», что может способствовать развитию психоэмоциональных расстройств. Его ровесники, не осознавая, насколько серьезна проблема, будут поддразнивать малыша, акцентируя внимание на речевом дефекте, что лишь обострит и углубит переживания.
Нарушения речи негативно влияют и на познавательную деятельность:
· Ребенок не может долго фокусироваться на чем-то одном, моментально отвлекается, переключается на другой объект или занятие.
· У него возникают проблемы с запоминанием информации.
· Ему сложно строить логические высказывания, рассказывать о чем-то, последовательно излагая свои мысли.
Это находит отражение и в поведении: дети с речевыми нарушениями бывают очень импульсивны, проявляют агрессию или наоборот равнодушны ко всему, замкнуты, заторможены, обидчивы и плаксивы.
Требуется срочное вмешательство специалистов. Работа предстоит масштабная: придется не только исправлять имеющиеся нарушения речи, но и развивать память, мышление, воображение, эмоционально-волевую сферу. Оптимальным решением может стать тандем логопеда и психолога.
И логопед, и психолог занимаются развитием высших психических функций. Оба специалиста входят в состав психолого-педагогического консилиума и помогают детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья – задержкой психического развития, нарушениями зрения, слуха, речи, патологиями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью). А вот зоны ответственности у них разные.
Логопед:
· исправляет речевые дефекты;
· уделяет внимание развитию мелкой моторики, звуковой стороны речи и слухового внимания;
· помогает освоить грамотное построение фраз;
· работает над расширением словарного запаса малыша;
· помогает сформировать навыки, которые нужны ребенку для успешной учебы в школе.
Работа психолога направлена на:
· развитие внимания, мышления, памяти;
· снятие тревожности;
· совершенствование зрительно-моторной координации;
· формирование волевых качеств личности, навыков самоконтроля;
· развитие эмоциональной сферы.
Решая разные задачи, специалисты преследуют одну цель – сделать все возможное для полноценного развития личности, укрепить психическое и физическое здоровье ребенка, облегчить его социальную адаптацию и интеграцию в среде нормально развивающихся ровесников.
В совместной работе психолога и логопеда можно выделить следующие этапы:
- Организационный (с сентября по октябрь). Его цель – определить «фронт работ». В этом специалистам помогает логопедическая и психолого-педагогическая диагностика, заполнение индивидуальных карт развития детей, психолого-медико-педагогические консилиумы. По данным обследований разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, составляется план занятий с детьми в подгруппах, продумывается взаимодействие родителей и специалистов учебного заведения. Результатом подготовительного этапа становится индивидуальный коррекционный маршрут, который рассчитан на 3 месяца. В ходе работы в него будут вноситься изменения.
- Основной (с ноября по февраль). На этом этапе проводятся индивидуальные, групповые, интегрированные занятия, психологический и логопедический мониторинг, консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их компетенции в вопросах психологического и речевого развития детей.
- Заключительный (с марта по май). Время подвести итоги. Специалисты анализируют результативность проведенной коррекционной работы, вносят изменения в индивидуальные маршруты и групповые программы, готовят отчет, отмечают проблемные моменты, над которыми предстоит поработать в будущем.
Чтобы коррекционно-развивающая работа логопеда и психолога с участием педагогов образовательного учреждения и родителей дала ожидаемые результаты, она должна быть основана на следующих принципах:
1. Системность. Развитие ребенка должно быть гармоничным, комплексным, нельзя отдавать предпочтение какой-то одной функции и не уделять внимания другим.
2. Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
3. Индивидуальный подход. Программа коррекции разрабатывается с учетом возрастных, личностных особенностей и возможностей малыша.
4. Адекватность требований, которые предъявляются ребенку. Нагрузка должна расти постепенно, переход должен быть последовательным – от простых, доступных для ребенка задач к более сложным.
Своевременная диагностика и помощь специалистов, активная поддержка родителей и педагогов помогают предупредить и вовремя устранить многие проблемы, а значит, адаптироваться в дошкольной, а потом и в школьной среде ребенку будет значительно легче. Совместная работа логопеда и психолога позволяет обеспечить единство коррекционно-развивающего пространства, взаимодействие специалистов в педагогическом процессе, постоянное обновление программ, приемов, форм коррекционной работы с детьми-логопатами, повысить уровень профессионализма, проявить творческий потенциал.
Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.
Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.