Автор: Зенкова Екатерина Юрьевна
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности « Веселый английский»
на 2024-2025 учебный год
Учитель: Зенкова Е.Ю.
Пояснительная записка
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.
«Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка (Л.В. Щерба) Язык для детей становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания.
Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Причем изучение фонетики происходит при помощи музыки и помогает выработать правильное чистое произношение и усвоить отдельные фонетические правила.
Вышеуказанные положения позволяют определить цели и задачи работы, которые помогут систематизировать разностороннюю подготовку детей младшего школьного возраста, опираясь на определенный объем лексики, грамматических и речевых структур английского языка.
Цель: научить учащихся навыкам свободного общения на уровне «начинающий» и навыков прикладного использования английского языка.
Задачи:
Образовательные:
· приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
· формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
· научить элементарной диалогической и монологической речи;
· изучить основы грамматики и практически отработать применения этих правил в устной разговорной речи;
· выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;
Развивающие:
· создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
· развивать мышление, память, воображение, волю.
· расширять кругозор учащихся;
· формировать мотивацию к познанию и творчеству;
· ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
· развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
· воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
· воспитывать чувство толерантности;
Для наиболее успешного выполнения программы используются различные методы и формы работы.
С этой целью на занятиях используются различные МЕТОДЫ по источнику учебной информации:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2) наглядные:
а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;
б) демонстрации: видеозаписи;
3) практические занятия;
4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.
По способам взаимодействия обучаемых и педагога на занятии применяются в основном объяснительно-иллюстративный МЕТОД.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные МЕТОДЫ стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и МЕТОДЫ формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
Сочетание всех этих методов помогает обеспечить сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывать и развивать навыки их творческой работы, формировать и обобщать собственные наблюдения и самонаблюдения, заниматься самосовершенствованием.
С этими же целями применяются различные ФОРМЫ работы с детьми: занятие-урок, занятие-турнир, занятие-соревнование и др.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:
· комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
· коммуникативной направленности;
· осознанного владения иностранным языком;
· наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
В содержание обучения включаются базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи; средства для моделирования этих образцов, а именно: набор существительных, отражающих основные предметы деятельности, глаголы, отражающие движение и т.д. В содержание образования включаются даже стихи и песни.
Учащиеся первого года обучения должны уметь:
— понимать инструкцию учителя по выполнению творческих заданий;
— воспринимать короткие неспециализованные высказывания на слух;
— поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать диалог и общаться на бытовые темы ( семья, покупки, праздники, счет предметов и их цвет), уметь поздравить с Новым Годом и Рождеством.
— писать краткое поздравление с опорой на образец.
Учащиеся приобретают следующие социокультурные знания:
— названия страны, язык которой изучают;
— знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
— знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
— умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения
Детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
· выставки творческих работ;
· соревнования;
· проведение праздников;
· проведение интеллектуальных игр;
· проведение открытых уроков для родителей;
· проведения конкурсов чтецов.
Примерный алгоритм ведения занятий:
— приветствие;
— речевая зарядка;
— ознакомление с новым лексическим материалом;
— тренировочные речевые упражнения;
— физминутка;
— дидактические игры;
— ролевые игры;
— разучивание стихов;
— подведение итогов занятия.
Во время проведения занятия могут быть использованы различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.
Содержание программы.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю.
Фонетика:
Английский алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и различение на слух всех звуков и звукосочетаний в английском языке. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных. Ударение в слове. Интонационное оформление речи: интонация утвердительного предложения, разных типов вопросительных предложений. Интонация перечисления. Интонация восклицательных предложений. Ассимиляция и аспирация звуков. Дифтонги и трифтонги.
Грамматика:
Имя существительное. Число имен существительных. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Имя прилагательное. Сочетание существительных и прилагательных. Артикль. Определенный и неопределенный артикль. Наиболее распространенные случаи употребления артиклей. Местоимения. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Порядок слов в предложении. Глагол. Настоящее время Present Simple. Спряжение глаголов. Спряжение глагола Present Simple. Спряжение глагола в Present Simple. Предложения с простым глагольным сказуемым
(I speak English) составным именным сказуемым (A cat is grey). C составным глагольным сказуемым (I like to play). 3лицо единственного числа глаголов в Present Simple. Повелительное наклонение. Имя числительное. Количественные числительные 1-10. Указательные местоимения. Вопросительные слова: What, who, how many, how old, what colour.
Лексика:
Знакомство. Приветствие. Формы вежливости. Рассказ о себе. Имя. Возраст. Семья. Части тела. Любимые игрушки. В зоопарке. Любимое домашнее животное. Счет. Празднование Нового Года и Рождества. Цвета. Магазин продуктов овощей и фруктов. Любимая еда. Общие сведения о стране изучаемого языка литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора. Реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова.
Литература:
1. Ежакова Л.С. Путешествие с рифмой. ( Английский для малышей.) М.: Айрис, 1996г.
2. Лосева С.В. Английский в рифмах М.: Буклет, 1993г.
3. Биржакова Л.Б. Английская фонетика через музыку ( Для детей 6-7 лет) С-П., КАРО , 2005г.
4. Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозайка-Синтез 2006 г.
5. Компанейцева Л.В Английский с мамой М., 1992 г.
6. Вербовская М.Е Шишкова И.А Английский для малышей / под. ред. Бонка Н.А. М., 1996
7. Гацкевич М.А. Учись играя! С-П., КАРО,2006г.
8. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку. С-П., 2006 г.
9. Штайнерайс М.В. Английский язык и дошкольник. М.: Творческий центр Сфера
10. Попова Е.Н. Английский язык во 2-4 классах. I start to love English. Волгоград, Учитель, 2007г.
11. Черепова Н.Ю. Английский язык: игры, песни, стихи. ГИППВ, Аквариум 2002
12. Пауэлл Г. Пой и играй: сборник песен для начальной школы. Обнинск: Титул
Учебно-тематический план по программе «Веселый английский» первый год обучения (68часов)
№ П/п |
Тема |
Общее кол-во часов |
1. |
Приветствие |
1 |
2. |
Алфавит |
2 |
3. |
Правила чтения |
1 |
4. |
Большие и маленькие буквы |
2 |
5. |
Игры |
1 |
6. |
Животные |
1 |
7. |
Что умеют делать звери? |
1 |
8. |
Я не умею летать, а ты? |
1 |
9. |
Животные в школе |
1 |
10. |
Загадки о животных |
1 |
11. |
Скоро Новый год |
1 |
12. |
Зимние виды спорта |
1 |
13. |
Какого цвета животные? |
1 |
14. |
День рождения Алисы |
1 |
15. |
Моя любимая игрушка |
1 |
16. |
Что подарить на день рождения |
1 |
17. |
Моя школа |
1 |
18. |
Школьные принадлежности |
1 |
19. |
Команды учителя на уроках |
1 |
20. |
Разучивание песни « На уроке» |
1 |
21. |
Члены семьи |
1 |
22. |
Имена членов моей семьи |
1 |
23. |
Конструкция «This is» |
1 |
24. |
Конструкция «I have got» |
1 |
25. C |
Составление рассказа по картинкам |
1
|
26. |
Волшебный магазин |
1 |
27. |
Продукты
|
1 |
28. |
Что ты любишь есть? |
1 |
29. |
Что любят есть члены твоей семьи |
1 |
30. |
Составление меню |
1 |
31. |
Диалог «В ресторане» |
1 |
32. |
Игра «Поле чудес» по теме «Еда» |
1 |
33. |
Части тела |
3 |
34. |
Дни недели |
2 |
35. |
Времена года |
4 |
36. |
Школьные принадлежности |
3 |
37. |
Виды спорта |
2 |
38. |
Детская площадка |
2 |
39. |
Слова вежливости |
2 |
40. |
Развлечения |
3 |
41. |
Страны изучаемого языка. Великобритания |
3 |
42. |
Песни на английском |
2 |
43. |
Хобби |
3 |
44. |
Противоположности |
3 |
45. |
Игровая деятельность |
2 |
46. |
Итого |
68 |