Автор: Свечкарь Мария Витальевна, Киселева Татьяна Владимировна
Свечкарь М.В., преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж»
Киселева Т.В., преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж»
г.Белгород
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, КАК ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Становление конкурентно способного выпускника зависит от качества его подготовки на всех этапах обучения в образовательном учреждении СПО.
Существует определенная закономерность, как результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса.
Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением.
Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.
Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя.
Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.
Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.
Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.
Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.
Рассмотрим внутренние закономерности.
1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону. В настоящее время существует воспитательная программа, которая позволяет эти два направления не только совместить, но и интегрировать таким образом, что по итогу получая образование выпускник получает и воспитание, которое ему будет помогать адаптироваться в профессиональной среде. Т.к проходя практику на производстве, студент уже погружается в атмосферу трудового коллектива, который может оказывать на него образовательное и воспитательное воздействие.
2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала. Благодаря учебным программам по ФГОС, профессиональные и общие компетенции обучающийся осваивает на протяжении всего срока обучения, а значит многократно повторяет усвоенный материал и закрепляет его.
3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя. Это, пожалуй, одна из главных закономерностей обучения, которая зависит от личности участников процесса обучения. Именно она требует большего внимания и контроля, с обеих сторон, но если интенсивность преподаватель может контролировать, сознательность должна присутствовать изначально. Это профессиональная компетенция преподавателя, которой он должен обязательно обладать и учить этому учеников.
4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала. Данному процессу педагог должен научить обучающегося, привить ему навык поиска и анализа непосредственно на занятиях, применяя современные методы обучения.
Существует несколько педагогических законов. Развитие индивидума с самого начала определяется в преобразующей степени природными задатками. И как мы знаем, здесь условия не у всех одинаковые. Поэтому индивидуальный подход и многоуровневое обучение наиболее продуктивно в процессе профессионального образования.
Ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка, душевное и физическое развитие детей происходит неравномерно. А у детей с ОВЗ это имеет свои особенности, которые влияют на общее развитие в целом.
Цели обучения зависят от уровня и темпов развития общества, которое в настоящее время стремительно развивается и усложняется. А так же зависит от потребности и возможности общества, в настоящее время обществу нужны квалифицированные кадры, которые сразу после обучения смогут приступить к работе, зная все нюансы и тонкости производства.
В нашем случае дуальное обучение является совершенной моделью для выполнения данного условия. И наконец, цели обучения зависят от уровня развития и возможности педагогической науки и практики. Современное развитие педагогики позволяет достичь данные цели полномасштабно.