Занятие по художественно-эстетическому развитию «Нарядим Матрешку»

Автор: РоманченкоТатьяна Викторовна

Художественно-эстетическое развитие.

          Организованная образовательная деятельность в средней группе.

                      Аппликация «Нарядим  Матрёшку».

Программное содержание:

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой-матрёшкой.

Задачи.

Образовательные:  

   Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы ( силуэт матрешки), по разному сочетая элементы по цвету.

  Закрепить названия геометрических фигур(квадраты, овалы, прямоугольники, круги), учить преобразовывать их, срезая плавно углы.

   Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу,

слева, справа, в середине).

  Учить правильно передавать соотношения по величине.

  Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, продолжать формировать умения соблюдения правила безопасности, делать округлые срезы с одинаковым нажимом несколько раз.      

  Вызвать интерес к вырезанию форм.

Развивающие:

 Развивать чувство ритма, композиции, эстетическое восприятие, самостоятельность.

  Закрепить  навыки правильной  работы с клеем и ножницами, работать аккуратно.

 Воспитательные:

Подводить к эстетической оценке работ и воспитывать любовь к народной игрушке, уважение к людям, создавшим ее.

Воспитывать у детей терпение, усидчивость, трудолюбие.
Предварительная работа:

Беседы о кукле — матрешке, о разных ее вариантах (семеновская, загорская, полхов – майдановская). Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. Игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок, просмотр слайдов «Народные промыслы». Работа с книжками – раскрасками « Русская матрешка». Дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».

Материалы к занятию:

Народная игрушка — матрешка, корзинка с игрушками народно-прикладного промысла,  силуэты матрешек из картона у детей на столах, готовые формы – квадраты,  2х2 см., прямоугольники 1х3 см., разного цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос, ножницы, портативная колонка с аудиозаписью.

Организационный момент.

В начале занятия все дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.

Давайте  поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

( воспитатель приглашает детей пройти на свои стульчики)

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

(Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки)

 Показ детям  игрушек, предложить их назвать, угадав загадки.

Воспитатель: Угадайте-ка ,ребятки вот такие вот загадки:

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?… (Лошадка.)

 

Какие мастера мастерили и раскрашивали лошадку (городецкие…)

Из какого материала изготовили (из дерева)

 

Распускает хвост павлином,
Ходит важный господином,
По земле ногами — стук.
Как его зовут…?
(Индюк)

Какие мастера мастерили и  раскрашивали индюка (дымковские)

Из какого материала изготовили (дерева)

        Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Правильно.

 Из какого материала изготовили(дерева)

Воспитатель: Правильно.

Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки).

Воспитатель:

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

 Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радует весь мир.

 — Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.

-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)

-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.

(дети подходят к доске и садятся на стульчики).

Основная часть.

Воспитатель:Ребята, у  нас сегодня на занятии гостья.

Дети: Это матрешка.

Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.

Игрушка эта непростая, а с хитринкой.

Первая куколка самая большая.

А эту куколку открой –

Будет третья во второй.

И сумеем мы найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри

Что там прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры – куколки стоят.

Посмотрите, ребята, какие они все одинаковые, а как похожи друг на друга!

В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!

А еще они очень обрадовались, что пришли к ребятам в гости в детский сад.

Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.

Вопросы к детям.

1. Какой сарафан у матрешки?(На матрешке сарафан с оборками ,из половинок круга).

2. Какой узор на сарафане? (На сарафане красный цветок).

3. Из каких геометрических фигур он состоит?( Цветок состоит из кругов).

Воспитатель: Правильно, ребята, цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и  красных. Желтый круг, маленький, — это середина цветка, а синие большие круги — это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.

1. Чем еще украшен сарафан матрешки?(Сарафан украшен листьями).

2. Какого они цвета?(зеленые)

3.Какой формы листья?(овальные)

Воспитатель: Листья расположены снизу от цветка .

А сейчас, ребята, матрёшки нам предлагают потанцевать.

              Физкультминутка.

     Мы ногами топ- топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху поднимаем,

А теперь их опускаем.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Воспитатель: Посмотрите, у меня еще одна матрешка здесь. Она тоже в нарядном сарафане. Давайте – ка расскажем о ней.

Рассказ ребенка

Эта матрешка в желтом сарафане. Сарафан украшен красным цветком, с жёлтой серединой. Лепестки расположены сверху, снизу, слева, справа. У цветка есть зеленые листья. Они находятся снизу лепестков.

Воспитатель: Посмотрите,  она вот в каком нарядном сарафане, а ее подружки – матрешки в простых сарафанах.

Давайте поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их.

 Воспитатель: Ну что же все сарафаны рассмотрели, а сейчас приступаем к работе.

С чего начнем работать? Посмотрите, какие геометрические фигуры у нас? (квадраты, прямоугольники) , а нам для украшения сарафанов наших матрёшек нужны овалы и круги…что нам надо сделать? (Срезать плавно углы).

Показ воспитателя.

Сейчас я покажу, как можно сделать лепестки цветов и листья. Возьму квадрат  синего цвета и плавно, закругляя, срезаю углы квадрата. Берём следующий квадрат и срезаем углы. Также вырезаем листья из прямоугольников.

Оборки вырезаем из кругов. Берём круг, сгибаем его пополам.

Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга. Берем следующий круг и разрезаем его. Сначала  выкладываем детали на сарафаны матрёшек.

С клеем работаем аккуратно, намазываем детали на клеёнке, примакиваем салфетками, убирая лишний клей…

Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, иначе ими можно пораниться. Вырезали деталь, положили ножницы.

Воспитатель:

Наши заготовки готовы! Теперь выкладываем детали на сарафаны матрёшек.

Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.

Воспитатель проверяет, проводит индивидуальную работу с детьми. Напоминает приемы аккуратного наклеивания.

Дети работают самостоятельно. Если ребенок закончил работу быстрее, можно дать заранее вырезанные детали более светлых тонов, для украшения цветка.

В конце работы напомнить детям, убрать свое рабочее место, вытереть руки влажной салфеткой.

Наша Матрёшка рада, что у неё появилось столько подружек!

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, ну-ка прислушайтесь, как только мы нарядили наших матрешек, они ожили, заговорили, стали хвалиться своими нарядами друг перед другом.

Давайте послушаем

 ( Ребенок выносит, ставит поделку на доску)

 

УАниной матрешки

Глаза голубые

А на желтом сарафане

Фиалочки цветут.

 

Сафии  матрешка, ну просто красавица.

Она мне, ну, очень нравится.

На её сарафане красный цветок

В середине – уголек.

Лепестки блестят, как лак,-

Распустился красный мак.

 

А Майя свой цветок назвала василек

Пусть у него другой лепесток.

Её матрешка в красном платке.

А на сарафане синие васильки.

 

А теперь ребята подойдите ко мне и поставьте своих матрешек в хоровод.

( Дети выставляют свои поделки на доску).

Воспитатель читает стихотворения о матрёшках

Матрёшки на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

 

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Все расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

 

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все постарались.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания.

 

×
×