Автор: Волохова Галина Юрьевна
«Думай о других:
сочувствие, утешение – как его выразить?»
Класс: 3
УМК: Школа России
Учебный предмет: Занятие по внеурочной деятельности. Азбука нравственности.
Тема: «Думай о других: сочувствие, утешение – как его выразить?»
Цель:
- формирование у учащихся нравственного сознания;
- освоения базовых понятий нравственности (добро, милосердие, сочувствие, сострадание, соучастие) и формах их проявления, понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками;
- формирование доброго отношения к окружающим людям, природе;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
- развивать самооценку.
Планируемые УУД:
- познавательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности. Добро и зло», учить детей участвовать в диалоге;
- коммуникативные: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости;
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил; воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.
Ход занятия
I. Мотивационный этап
Учитель:
— Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
— Сегодня мы проводим очередное занятие по программе внеурочной деятельности «Азбука нравственности». На прошлых занятиях мы говорили о добре, уважении и милосердии. Не зря ваши группы так названы. Рассаживайтесь, пожалуйста, на места.
(Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение»).
— Давайте вспомним, что обозначают названия ваших команд. Это будет вашим девизом на занятии.
(Дети читают девизы команд)
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Уважение – это почтительное отношение к человеку, явлению природы или родине.
Милосердие – это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Милосердие — это безграничная доброта.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Добрых людей, как всегда, не хватает
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
– Ребята, чтобы вам понять, о чём сегодня пойдёт разговор на занятии, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Подумайте, что связывает эти фотографии? Какие чувства он вызовет у вас. Каким словом вы могли бы объяснить свои ощущения.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Работа с презенацией:
Учитель подводит детей к словам-понятиям: сочувствие, сострадание, сопереживание.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Целеполагание
Помогает учащимся сформулировать тему урока, уточняет этимологию слов.
— Попробуем выяснить, что обозначают новые слова.
— У каждой группы есть орфографический словарь. Найдите значение слов, которые есть у вас на партах в синих конвертах.
«Доброта» — сочувствовать
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
«Милосердие» — сострадать
Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
«Уважение» — сопереживать
Сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Что общего у этих трёх слов? (Частица со-)
— Как вы думаете, что означает приставка со-?
— Поиграем с вами в математическую игру со словами
Дети из каждой группы выходят по два человека к доске.
Со + Переживать = Какое получается слово? Сопереживать.
Со + Чувствовать = Какое получается слово? Сочувствовать.
Со + Страдать = Какое получается слово? Сострадать.
-Приставка «со-» означает «вместе». Это одна из древнейших славянских приставок, обозначающих совместное действие. Получается чувствовать вместе — это сочувствовать, страдать вместе- это сострадать, переживать вместе – это сопереживать.
Сострадание и Сочувствие — это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).
Работа с интерактивной доской:
— Нам сегодня необходимо разобраться, что такое сочувствие и как его можно выразить.
Интересно, к понятию добра или зла относятся эти слова? Попробуйте разгруппировать предложенные слова.
(Дети выполняют задание. Затем, по очереди выходят к интерактивной доске. Остальные проверяют.)
Группа «Доброта»
Добро |
Зло |
Забота |
Зависть |
Милосердие |
Обман |
Группа «Милосердие»
Добро |
Зло |
Сочувствие |
Ненависть |
Сострадание |
Вражда |
Группа «Уважение»
Добро |
Зло |
Щедрость |
Жадность |
Добродушие |
Грубость |
Сопереживание |
Война |
В результате работы появляется таблица:
Добро |
Зло |
Забота Милосердие Сочувствие Сострадание Щедрость Добродушие Сопереживание |
Зависть Обман Ненависть Вражда Жадность Грубость Война |
— Получилось, что человеческие качества, о которых мы говорим, относится к доброте.
Говорят, что, если ты способен на сострадание, значит, у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. А вы согласны с этой фразой?
— Ребята, а вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Кому-то из них можно посочувствовать, кому-то нет. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый и в какой-то момент ему хочется посочувствовать, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.
IV. Физминутка «Барбарики»
V этап. Первичное закрепление.
Правила сочувствия. Как выразить сочувствие?
Практикум по группам: инсценирование ситуаций
Оказывается, чтобы быть добрым, сочувствующим, надо уметь жить по правилам. Попробуем их сформулировать.
— У вас на столах есть конверт зелёный. В нем есть правило сочувствия, какими словами и поступками можно выразить своё сочувствие и фотография, на которой изображён человек, нуждающийся в сочувствии. Обыграйте эту ситуацию, договоритесь, кто какую роль будет играть.
«Доброта» — изображение упавшего на льду человека
Правило первое – научись ставить себя на место человека, которому ты сочувствуешь, видеть мир его глазами, понимать его.
«Милосердие» — изображение плачущего школьника
Правило второе – поговори с человеком, которому сочувствуешь, выслушай его рассказ о том, что его беспокоит. Вовсе не обязательно предлагать какие-то способы решения проблемы, порой достаточно лишь внимательно выслушать человека.
«Уважение» — изображение больного человека.
Правило третье – во время разговора смотри на человека, не отвлекайся, например, к телефону, можешь рукой коснуться его плеча, головы. Предложи свою посильную помощь. Некоторые люди будут этому только рады.
VI. этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
1. Работа с притчей «Осколки доброты» (просмотр видеоролика)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка много лет посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Не забывайте подарить добро.
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу.
Вопросы:
– Отнеслась ли семья с пониманием, сочувствием к старушке?
– А старушка? По отношению к кому она относилась с сочувствием?
2. Работа с пословицами:
– Люди уже давно размышляли о том, что такое сострадание, сочувствие. Их мысли знают многие люди и пользуются ими в своей речи. Вот послушайте.
· «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц немецкий писатель
· «Сострадание — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб» Людвиг Бёрне немецкий писатель
· «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» Конфуций китайский философ
· Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
Существует и пословицы о милосердии, сочувствии сострадании. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Вы будете их восстанавливать, работая в группе. Для этого:
а. Договоритесь, кто берёт красным карточки, а кто – жёлтые.
б. По очереди найдите начало пословицы на жёлтой карточке и окончание пословицы на красной карточке и соедините её части встав вместе.
в. Как вы понимаете эти пословицы?
«Доброта»
Помоги, раздели беду — и твоя не так давить будет.
«Милосердие»
Радость у кого-то — порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.
«Уважение»
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
3. Проверка по эталону
Правильно выполненное задание высвечивается на доске.
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Создаём панно «Добро победило зло»
— Какой человек может посочувствовать? (Добрый)
— Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)
— Надо ли стесняться быть добрым?
— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
— Может быть, нам помогут в этом старинные весы?
Появляются чашечные весы.
— На одну чашу весов я положу «зло». В начале занятия у вас на столе были капельки с добром и злом. Отдайте мне капельки со злом, и положу их на одну чашечку весов. (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее).
Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
«Жизнь дана на добрые дела» и «Доброе дело веками помнится» говорится в пословицах
Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.
(На чистом листе ватмана наклеен грустный мальчик. Давайте поможем ему. Развеселим его. (Каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
— Я уверена, что у нашего гостя настроение изменилось, глядя на нашу красоту
— Как мы назовём эту картину? («Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
VIII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
Сочувствие – великая человеческая способность, когда мы можем переживать чувства другого человека.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Люди, способные на сострадание, сочувствие, обладают добрым сердцем.
Пожелание учителя:
Пока мы сострадать умеем,
Не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
То счастье на земле возможно!
Сочувствуйте – совершите чудо!
Такие чудеса доступны каждому!