ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Азбука нравственности направление: духовно-нравственное «Думай о других: сочувствие, утешение – как его выразить?» 3 класс

Автор: Волохова Галина Юрьевна

 

«Думай о других:

сочувствие, утешение – как его выразить?»

Класс: 3

УМК: Школа России

Учебный предмет: Занятие по внеурочной деятельности. Азбука нравственности.

Тема: «Думай о других: сочувствие, утешение – как его выразить?»

Цель:

  • формирование у учащихся нравственного сознания;
  • освоения базовых понятий нравственности (добро, милосердие, сочувствие, сострадание, соучастие) и формах их проявления, понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками;
  • формирование доброго отношения к окружающим людям, природе;
  • воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
  • развивать самооценку.

      Планируемые УУД:

  • познавательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности. Добро и зло», учить детей участвовать в диалоге;
  • коммуникативные: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил; воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.

Ход занятия

I. Мотивационный этап 

Учитель:

— Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.

— Сегодня мы проводим очередное занятие по программе внеурочной деятельности «Азбука нравственности».  На прошлых занятиях мы говорили о добре, уважении и милосердии. Не зря ваши группы так названы. Рассаживайтесь, пожалуйста, на места.

 (Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение»).

— Давайте вспомним, что обозначают названия ваших команд. Это будет вашим девизом на занятии.

(Дети читают девизы команд)

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

Уважение – это почтительное отношение к человеку, явлению природы  или родине.

Милосердие – это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Милосердие — это безграничная доброта.

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Добрых людей, как всегда, не хватает

Добрых людей, как всегда, не хватает,

 Добрых людей, как всегда, дефицит.

 Добрых людей не всегда понимают,

 Сердце у добрых сильнее болит.

 Добрые — щедро больным помогают,

 Добрые — дарят тепло и уют,

 Добрые — в ногу со слабым шагают

 И никакого спа-си-бо не ждут.

 (Генрих Акулов)

– Ребята, чтобы вам понять, о чём сегодня пойдёт разговор на занятии, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Подумайте, что связывает эти фотографии? Какие чувства он вызовет у вас. Каким словом вы могли бы объяснить свои ощущения.

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Работа с презенацией:

Учитель подводит детей к словам-понятиям: сочувствие, сострадание, сопереживание.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Целеполагание

Помогает учащимся сформулировать тему урока, уточняет этимологию слов.

— Попробуем выяснить, что обозначают новые слова.

— У каждой группы есть орфографический словарь. Найдите значение слов, которые есть у вас на партах в синих конвертах.

«Доброта» —  сочувствовать

Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

 «Милосердие» —  сострадать

Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.  

  «Уважение» — сопереживать

Сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

— Что общего у этих трёх слов? (Частица со-)

— Как вы думаете, что означает приставка со-?

— Поиграем с вами в математическую игру со словами

Дети из каждой группы выходят по два человека к доске.

Со + Переживать = Какое получается слово? Сопереживать.

Со + Чувствовать = Какое получается слово? Сочувствовать.

Со + Страдать = Какое получается слово?   Сострадать.

-Приставка «со-» означает «вместе». Это одна из древнейших славянских приставок, обозначающих совместное действие. Получается чувствовать вместе — это сочувствовать, страдать вместе- это сострадать, переживать вместе – это сопереживать.

Сострадание и Сочувствие — это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Работа с интерактивной доской:

— Нам сегодня необходимо разобраться, что такое сочувствие и как его можно выразить.

Интересно, к понятию добра или зла относятся эти слова? Попробуйте разгруппировать предложенные слова.

(Дети выполняют задание. Затем, по очереди выходят к интерактивной доске. Остальные проверяют.)

 

Группа «Доброта»

Добро

Зло

Забота

Зависть

Милосердие

Обман

 

Группа «Милосердие»

Добро

Зло

Сочувствие

Ненависть

Сострадание

Вражда

 

Группа «Уважение»

Добро

Зло

Щедрость

Жадность

Добродушие

Грубость

Сопереживание

Война

 

В результате работы появляется таблица:

Добро

Зло

Забота

Милосердие

Сочувствие

Сострадание

Щедрость

Добродушие

Сопереживание

Зависть

Обман

Ненависть

Вражда

Жадность

Грубость

Война

 

— Получилось, что человеческие качества, о которых мы говорим, относится к доброте.

 Говорят, что, если ты способен на сострадание, значит, у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. А вы согласны с этой фразой?

— Ребята, а вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Кому-то из них можно посочувствовать, кому-то нет. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый и в какой-то момент ему хочется посочувствовать, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.

IV. Физминутка «Барбарики»

V этап. Первичное закрепление.

Правила сочувствия. Как выразить сочувствие?

Практикум по группам: инсценирование ситуаций

 

Оказывается, чтобы быть добрым, сочувствующим, надо уметь жить по правилам. Попробуем их сформулировать.

 — У вас на столах есть конверт зелёный. В нем есть правило сочувствия, какими словами и поступками можно выразить своё сочувствие и фотография, на которой изображён человек, нуждающийся в сочувствии.    Обыграйте эту ситуацию, договоритесь, кто какую роль будет играть.

«Доброта» — изображение упавшего на льду человека

      Правило первое – научись ставить себя на место человека, которому ты сочувствуешь, видеть мир его глазами, понимать его.

«Милосердие» — изображение плачущего школьника

       Правило второе – поговори с человеком, которому сочувствуешь, выслушай его рассказ о том, что его беспокоит. Вовсе не обязательно предлагать какие-то способы решения проблемы, порой достаточно лишь внимательно выслушать человека.

«Уважение» —  изображение больного человека.

       Правило третье – во время разговора смотри на человека, не отвлекайся, например, к телефону, можешь рукой коснуться его плеча, головы. Предложи свою посильную помощь. Некоторые люди будут этому только рады.

 VI. этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

1.     Работа с притчей «Осколки доброты» (просмотр видеоролика)

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. 
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. 
Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка много лет посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Не забывайте подарить добро.

Соседям, родственнику, другу. 

Оно, как истинное волшебство,

Вернётся к вам по кругу.

Вопросы:

– Отнеслась ли семья с пониманием, сочувствием                к старушке?

– А старушка? По отношению к кому она относилась            с сочувствием?

2. Работа с пословицами:

– Люди уже давно размышляли о том, что такое сострадание, сочувствие. Их мысли знают многие люди и пользуются ими в своей речи. Вот послушайте.

·        «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц немецкий писатель

·      «Сострадание  — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб»  Людвиг Бёрне немецкий  писатель

·       «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» Конфуций китайский философ

·        Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

 Существует и пословицы о милосердии, сочувствии сострадании. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Вы будете их восстанавливать, работая в группе. Для этого:

а. Договоритесь, кто берёт красным карточки, а кто – жёлтые.

б. По очереди найдите начало пословицы на жёлтой карточке и окончание пословицы на красной карточке и соедините её части встав вместе.

в. Как вы понимаете эти пословицы?

«Доброта»

 Помоги, раздели беду —  и твоя не так давить будет.

 

«Милосердие»

Радость у кого-то — порадуйся за него,  в твоей душе посветлеет.

«Уважение»

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

3. Проверка по эталону

Правильно выполненное задание высвечивается на доске.

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Создаём панно «Добро победило зло»

— Какой человек может посочувствовать? (Добрый)

— Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)

— Надо ли стесняться быть добрым?

— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

— Может быть, нам помогут в этом старинные весы?

                   Появляются чашечные весы.

  — На одну чашу весов я положу «зло». В начале занятия у вас на столе были капельки с добром и злом. Отдайте мне капельки со злом, и положу их на одну чашечку весов.  (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.

  — Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».

  (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее).

Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).                                                          

—  Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

«Жизнь дана на добрые дела» и «Доброе дело веками помнится» говорится в пословицах

 Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.

(На чистом листе ватмана наклеен грустный мальчик. Давайте поможем ему. Развеселим его. (Каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

— Я уверена, что у нашего гостя настроение изменилось, глядя на нашу красоту 

— Как мы назовём эту картину? («Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?             (Делать добро очень приятно и радостно.)

VIII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).

Сочувствие – великая человеческая способность, когда мы можем переживать чувства другого человека.

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Люди, способные на сострадание, сочувствие, обладают добрым сердцем.

Пожелание учителя:

Пока мы сострадать умеем,
Не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
То счастье на земле возможно!
 

Сочувствуйте – совершите чудо!

Такие чудеса доступны каждому!

 

×
×