Автор: Елена Владимировна Шувалова
Занятие по внеурочной деятельности «История родного края» в 3-4 классах
«Столица Мещерского края»
Педагог: учитель истории и обществознания: Шувалова Елена Владимировна
Цель: формирование ценностного отношения и реализация деятельностного подхода к изучению истории родного края.
Задачи:
Предметные:
1. Расширить знания учащихся о городе Гусь-Хрустальный.
2. Развивать умение использовать знакомую и осмысливать новую информацию об истории родного города.
Личностные:
1. Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории малой родины, к ее традициям, способствовать познанию уникальности культурно-исторических мест.
2. Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию города.
3. Воспитывать духовную культуру человека как общую культуру взаимоотношений людей друг с другом.
Метапредметные:
1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.
3. Развивать связную речь диалогической формы, через умение отвечать на поставленные вопросы.
4. Развивать умение взаимодействовать друг с другом, слушать и слушать друг друга.
Ожидаемые результаты занятия:
1. Повышение интереса учащихся к изучению родного края, малой Родины – города Гусь-Хрустальный.
2. Развитие умения сбора краеведческого материала.
3. Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
Занятие организовано в классном кабинете.
Необходимое оборудование:
1. Телевизор
2. Компьютер
3. Раздаточный материал (карта города, тексты, творческие задания)
4. Литературная выставка «Столица Мещерского края».
Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Ход занятия:
Слово учителя:
ЭТО – заповедный край в самом сердце России и сказочное русское слово. От него так и веет запахом спелой лесной земляники, ароматом луговых трав, смоляных янтарных сосен. Край этот чудесный достался нам от наших предков и является частью исконно русской земли.
Здесь жили люди таинственного и загадочного племени — племени искусных охотников-рыболовов, сборщиков меды. Они-то и дали название всему краю — …
Вопрос к детям: «Что это за сказочный край?»… (Ответы ребят) — МЕЩЕРА
А сейчас попробуем выполнить задания и сформулировать цель нашего занятия – (ребята под фоновую музыку выполняют практические задания, приготовленные заранее на столах – кроссворд, ребус, загадки).
Слово учителя: Итак, что у нас получилось?:
«Открываем» на доске тему занятия: «Столица Мещерского края».
А чем знаменит наш город? (Ответы детей)
Сформулируем цель нашего занятия: (ответы детей).
… Изучение истории нашего города через знакомство с достопримечательностями малой Родины.
Слово учителя:
На Мещерских просторах, у реки, вдоль ракит,
Удивительный город – Гусь-Хрустальный стоит.
И молвою зовется он в народе не зря.
Дивным городом солнца и звездой Хрусталя!
Просмотр видеофильма «Город Гусь-Хрустальный».
Слово учителя: Следующим этапом нашей исследовательской деятельности является работа с текстом.
Перед Вами тексты с разным содержанием. Прошу Вас прочитать данный материал.
Дается несколько минут для знакомства с текстами (о достопримечательностях города).
Слово учителя: Итак, расскажите, что нового Вы узнали о достопримечательностях нашего города. (Ребята дают ответы).
Слово учителя: Я предлагаю каждой команде, подойти к фотографии и найти картинку — о чем шла речь в тексте. (Дети подходят и выбирают фотографию своей достопримечательности)
… Теперь необходимо наклеить картинку на карту нашего города… (выполнение задания детьми).
Слово учителя: Посмотрите какой красочный город у нас получился .Мы достигли цели нашего занятия и познакомились с достопримечательностями нашего города .
Обратимся к видео и послушаем песню о нашем городе «Меж лесов у самой речки…»
Рефлексия:
Ребята, подумайте и продолжите мою фразу:
Для каждого человека дорог тот уголок Земли, где родился он. Хоть наш город маленький – мы любим его, потому что…
(Ребята продолжают фразу…)
На следующих занятиях мы продолжим изучение истории и культуры нашего города и района, обратимся к творчеству наших местных писателей и поэтов, выучим песни, посетим городские музеи, где сможем еще более подробно понять, чем славен Мещерский край.