Здоровьесберегающие технологии

Автор: Антонова Татьяна Вениаминовна

              Здоровьесберегающие технологии.

   Самое ценное у человека — это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья.

    Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

     Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе; рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Цель здоровьесберегающих технологий –  обеспечение возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у школьников  необходимых знаний по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

    Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

   Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

   Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

   Занятие, которое начинается  рано утром,  после звонка можно начать с 3-х минутной утренней зарядки. Она сгонит остатки сна и придаст бодрости, оптимизма.

   В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений на занятии представляется необходимой. С этой целью нужно применять дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием, повышают умственную работоспособность, уравновешивают состояние процессов возбуждения и торможения

    Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в кабинете.

«Зверек». Представили зверька, выглядывающего из норки. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. Наш зверёк появился из норки до половины. Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох. 

    При возбужденном состоянии обучающихся (например, после перемены), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений — когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

«Шарик». Предложить ребятам представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — они делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один — восемь медленно выдыхают.

                           Дыхательно-голосовые игры и упражнения

   Дыхательные упражнения используются на уроках  с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

  Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют обеспечить, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

   «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –  произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.

       Для улучшения  памяти и концентрация внимания или  когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начать с  «Зеркального рисования»:

   — Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

                                                                     Упражнения для глаз

   Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

   Упражнения для глаз  хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

  «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

                                                Мимические упражнения.

   На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

Примеры  релаксации 1. «Сожми кулачок»

   Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

2. «Чудесная полянка»

   Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

 

×
×