Автор: Васильева Лена Васильевна
Васильева Лена Васильевна
МБДОО ЦРР детский сад «Аленушка», воспитатель,
г. Вилюйск, Республика Саха (Якутия)
ЖИПТО С МАЛЫХ ЛЕТ
Ранний возраст – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. В раннем возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Правильно организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются все пять областей развития личности (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное).
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в дошкольном — игровая. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средством познания ребенком действительности.
ЖИПТО – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Главная цель игры ЖИПТО обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.
Из понимания значения игр ЖИПТО вытекают следующие требования к ним:
Каждая игра должна давать упражнения, полезные для всестороннего развития детей и их воспитания.
В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.
В игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Психологи и педагоги отводят к игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности.
Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях; умение общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, а также правильное полоролевое поведение.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющий собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
ЖИПТО интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.
ЖИПТО развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа.
В дошкольные годы происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений- качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаше прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем, ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т.е. сознательно и осознанно и он к ним прислушивается и строить с ними свое поведение.
При восприятии окружающей действительности дошкольники ориентируется на все более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится все более осмысленным, формируется способность к апперцепции, т.е. начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные форм восприятия (восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развивать и все чаще ребенок использует их к качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлением. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.
В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Память является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых — всячески развивать у детей способности к воображению.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять не понятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
ЖИПТО способствует:
Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе игры «Сонор» многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). ЖИПТО –незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль храброй девочки, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он производит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Социально–коммуникативному развитию ребенка–дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Художественно–эстетическому развитию – совершая какое- либо действие ребенок думает, несколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
ЖИПТО представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности – все это привлекает мое внимание в данном типе игр.
Таким образом, на наш взгляд одним из средств всестороннего развития ребенка в период дошкольного возраста является игра ЖИПТО, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя. Особая роль игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Считаю, что игра ЖИПТО может быть включена в любой раздел программы и ее возможности можно использовать как для развития любой деятельности, так и для формирования собственно игрового поведения в коллективе.
Использованная литература:
1. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Город, 2007. – 348с.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Инфра – М, 2001. – 484с.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Инфра – М, 2006. – 248с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Наука,2001. – 378 с.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. – М.: Логопед, 2000. – 169 с.
6. Tomski G. JIPTO: 1001 jeux pour tous, Editions du JIPTO, 2005. – 60 p. (Томский Г.В. ЖИПТО: 1001 игра для всех).