Живопись Бориса Кустодиева

Автор: Костюкевич Анна Анатольевна

Методическая разработка занятия на тему: «Живопись Бориса Кустодиева»

 

Автор: преподаватель МБУДО ДШИ

Краснозерского района

Костюкевич Анна

 

Тема урока: Живопись Бориса Кустодиева

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Вид урока: лекция

Цель: изучение живописного творчества Бориса Кустодиева

Задачи:

— формирование знания основных живописных произведений Бориса Кустодиева

— формирование знаний этапов становления Б. Кустодиева как живописца

— умение связывать творчество художника с культурно-исторической ситуацией

— умение определять в произведениях искусств средства выразительности присущие непосредственно Борису Кустодиеву

Тезисный план.

Разминка. Вопросы учащимся.

1.    Эмоциональная история о трагическом моменте жизни Бориса Кустодиева. Общие сведения о художнике, в свете культурно-исторической ситуации.

2.    О детстве художника. С чего начался интерес художника к изобразительному творчеству.

3.    Годы обучения в Высшем художественном училище. Репин – кумир, Кустодиев – лучший ученик Репина.

4.    Поиск своего пути в творчестве. Окончательное формирование стиля художника.

5.    Вклад в культуру России.

Выводы.

Оборудование:

Для демонстрации визуального ряда компьютер, широкоэкранный монитор на стене.

Форма работы: фронтальная.

Планируемый результат: научиться узнавать живописные картины Бориса Кустодиева, замечать в картинах художника истоки народного творчества, уметь высказывать эстетическое суждение о творчестве Б. Кустодиева.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Система дидактических методов обучения: репродуктивный, интерактивный (в начале и в конце урока).

Методический прием – биографический, культурно-исторический, репрезентативный.

Ход урока.

1.    Организационный момент

2.    Изучение нового материала

3.    Рефлексия

 

Организационный момент.

Небольшая разминка, по представленному слайду, где изображены наиболее известные картины Б. Кустодиева. Задать вопрос учащимся:

Знакомы ли им эти картины? Помнят ли они автора этих картин? Объяснить, что на изображении портрет автора этих двух известных картин.

 

 

Изучение нового материала.

           План.

6.    Эмоциональная история о трагическом моменте жизни Бориса Кустодиева. Общие сведения о художнике, в свете культурно-исторической ситуации.

7.    О детстве художника. С чего начался интерес художника к изобразительному творчеству.

8.    Годы обучения в Высшем художественном училище. Репин – кумир, Кустодиев – лучший ученик Репина.

9.    Поиск своего пути в творчестве. Окончательное формирование стиля художника.

10. Вклад в культуру России.

 

Это случилось в марте 1916 года в Петроградской клинике Цедлера. Вот уже 5 часов молодая женщина ждет в коридоре. Её мужа оперирует во второй раз, но сегодня ей особенно тревожно. Наконец выходит сам профессор. Диагноз больного ужасен — опухоль спинного мозга. Добраться до неё можно лишь перерезав нервное окончание… рук или ног.  Пациент без сознания и его жене необходимо решить, что оставить. Со слезами на глазах бедная женщина произносит: «Руки. Он же умрёт без рук. Художнику без рук нельзя». Пациента звали Борис Кустодиев.

Когда вспоминаешь это имя перед глазами тут же возникает череда маслениц, гуляний, пышнотелых красавиц, купчих и трудно себе представить, что всё это красочное разнообразие написано, человеком, который в 38 лет стал инвалидом. Как? Откуда черпал он силы и вдохновение?

Жизнь Кустодиева была короткой, он не дожил и до 50, но она была  до отказа заполненной трудом. Вступив на художественную арену вместе с нашим веком, он был его творческим ровесником — его первые значительные работы появились на выставках 1900-1901 годов. За четверть века творчества, совпавшие с первой четвертью столетия, он успел пройти длиннейший путь, связав в своем искусстве две историко-художественные эпохи, в этот период вместившиеся. Начав как верный ученик И.Е. Репина, в эстафете художеств художнических поколений он выступил его преемником прежде всего в самом духе творчества, в отношении к нему как к высокому долгу. Но, художник иной эпохи, он не собирался консервировать эстетику предшественников и стал одним из главных участников процесса обновления искусства через его обращение к народным первоистокам, к древнерусским традициям,  к опыту мастеров XVIII и первой половины XIX столетия, процесса,  знаменующего своеобразный Ренессанс русской художественной культуры в начале XX века.

 

Первое духовное потрясение и одновременно восторг девятилетний Боря Кустодиев испытал в 1887 году, когда в Астрахань из Москвы привезли выставку передвижников. Репин, Перов, Шишкин. А до этого верхом   художественного мастерства казались картинки из лубков и календарей на стенах в купеческом доме Догадиных, где семья Кустодиевых снимала флигель. Боря даже пытался копировать  эти лубки, но теперь он не отставал от матери: «Хочу учиться рисовать! Хочу быть таким же как Репин!»

Екатерина Прохоровна Кустодиева стала вдовой в 25 лет. На пенсию в 30 рублей, она воспитывала четверых детей. И всё-таки она нашла деньги чтобы нанять Боре достойного учителя. Им стал известный в Астрахани художник Пётр Алексеевич Власов. В письме своей сестре Кустодиев писал: «Теперь всё свободное время я употребляю на рисование и все больше с гипсу, а с рисунков рисуют только акварелью. А так хочется красок… ». Но Власов все еще не дает ученику рисовать с натуры, говоря ему «Копировать научился, теперь глаз  на цвет воспитывать нужно», и советует ехать в Москву, поступать в училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1896 году Кустодиев отправился в Москву, но поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.

Доминирующую часть художественного наследия раннего Kустодиева, когда он учился сперва в Астрахани, затем в Петербурге, составляют живопись и рисунок. В рисунке внимание авторов всецело поглощено портретом, в живописи расчленено между портретом и композиционной картиной. Не слишком умелые ранние портреты Кустодиева были бы любопытны разве лишь ученической старательностью и наивным стремлением к достоверности, если б не черта бросающаяся в глаза: на каждой работе печать взволнованности, захваченности творчеством, а это уже свойство таланта.

Иное дело портреты 1900— 1903 годов, сегодня мы видим здесь не только ступени быстро крепнущего мастерства профессионала. История русской портретной живописи начала 1900 годов без них предстала бы обеднённой.

 

 

 

Портрет И.Я. Билибина. 1901

Портрет В.В. Матэ. 1902

 

 

Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1903 г.

Портрет П.А. Власова

Приглашая Кустодиева к совместной работе над картиной «Торжественное заседание государственного совета», Репин выделил уже не только способность ученика, но портретиста- профессионала — ведь ему поручалось самостоятельно написать в огромной картине треть портретов.

 

Торжественное заседание государственного совета. 1903

Молодая русская школа в портрете, как ее понимал тогда Кустодиев, — это активная композиция, предполагающая смелую фрагментацию, модель подаётся напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста, сохраняются импрессионистская свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия, как при этюде. Художник смело демонстрирует творческую кухню— мазок поверхность холста, фактуру.

Прошло 7 лет с начала учебы в академии художеств в Петербурге. Об успехах Кустодиева сообщают газеты. Репин не только учитель, но давний кумир, упоминает о нем не иначе как с лестными эпитетами. Кустодиев одерживает победу за победой и за границей, получая золотые и серебряные медали международных выставок. Но известность Кустодиева в этот период — особого рода. О нем говорят и пишут главным образом как о лучшем репинском ученике. Это справедливо — он начинает путь как ученик крупнейшего мастера второй половины ушедшего века.

Другой тематический круг Кустодиева— жанриста связан с деревней. Сложности, связанные с кризисом жанровой живописи Кустодиев, в полной мере, испытал на себе в процессе работы над конкурсной картиной «Базар в деревне». Трёхметровый холст этот потребовал трёх лет труда, молодой художник прошёл через длительный этап и сбора материала, разработки композиции и этюдной работы удостоенная золотой медали академии и шумного одобрения прессы, картина несомненно была лучшей работой в академии этой поры. Но вряд ли она стала новым словом в развитии деревенского жанра.

 

 

Бабы. Этюд к картине «Базар в деревне»

Деревенская тема для Кустодиева, как и для художника второй половины XIX века, равнозначно русской теме. Но ищет он прекрасное в том, что любит сам крестьянин, — изучает фольклор, обряды, пляски, гадания, записывает в альбом костромские песни и частушки. Это заставляет его по-иному смотреть на росписи древних церквей и старинные иконы— он видит здесь от свет вековых народных вкусов. Он становится подлинным знатоком глиняных и деревянных игрушек, вышивок, народных костюмов. Он видит: почва народного творчества— любовь к земле и всему живому. И мысль о том, что в представлении народа искусство неотрывно от праздника, а праздник — от восхищения многоцветною жизни, ведет к созданию ярких и бодрых картин о русской деревни.

 К 1906— 1907 годам относятся небольшие картины «Ярмарка» и «Праздник в деревне».

Ярмарка.1906

 

Праздник в деревне. Эскиз. 1907

 

 

Выполненная в качестве картины для печати ярмарка даёт образ торговой площади большого села в праздничный троицын день. В обеих картинах заметен интерес к декоративной стороне живописи и перенос акцента с психологии и мимики отдельных героев на типизацию целостного образа. Картины, однако значительны не только сами по себе, но главным образом тем, что именно от них растекаются основные сюжетные магистрали работку студии в ближайших лет. Как бы на время ограничившись этими сюжетами, мастер настойчиво варьирует их композиции.

Итоговый для этого периода «Праздник» 1910 года — словно букет красок осенней деревни. Кустодиев выступает как занятный рассказчик о жизни крошечного мирка — вот играют в дорожной пыли босоногие ребятишки, вот пляшут под гармонь девушки и парни, бабы и подвыпившие мужики, вот старики на завалинке. Яркая, антипленэрная живопись, растянутая композиция, где соотношение высоты к ширине необычно — 1:3. Прежде чем решиться на подобные пропорции, встречающиеся разве лишь в древнерусской фреске, художник прошёл немалый путь.

Деревенский праздник. 1910

В «Ярмарке» 1910 года Кустодиев почувствовав себя раскованным, свободным от академической рецептуры штампов, от постоянной заботы о передаче натуры, впервые осмелился пойти навстречу игре открытого цвета, ослепительному красочному ликованию впечатление такое, будто рвётся наружу давно сдерживаемая тоска по цвету.

 

 

 

 

 

Ярмарка. 1910

«Я чувствую, что надо писать не с натуры, а из головы, из моего личного представления о русской красоте. Кажется, у меня это уже получается, и люди на последней выставке это заметили», — писал Кустодиеву своему учителю Власову.

Окончательное формирование стиля художника падает на 1911— 1916 годы, когда мастер с особенной остротой ощущал глубинные процессы, проходившие в современной России, и пытался осмыслить их. Он чувствовал себя на перекрестке истории— русская деревня и русский городок с их вековым жизненным укладом доживали последние годы. Создать образный рассказ о них, воздвигнуть им монумент средствами живописи— в этом он видел свой долг.

 

 

Картина купчихи 1912 означает не только очередной этап бегства автора от натуральности к живописности и декоративности, но нечто большее— пробу нового, провинциального языка живописи. Проба была успешной: восходящее к живописному примитиву сочное и грубоватая стилистика картины слилась с иронической интонацией в трактовке франтих, балагурящих возле магазинов на тесной площади захолустного городка.

Купчихи-красавицы посыпались из-под его кисти, как из рога изобилия. И все такие славные, пышнотелые, здоровые. От этих цветущих красавиц даже боль в спине, которая донимала Кустодиева, куда-то исчезла.  Борис чувствовал себя здоровым и сильным. А главное он нашёл себя в живописи. Вся картина — это мечта о красоте, которая, как знать, вдруг действительно спасёт мир.

И, окрылённый, в 1913 — 1916 годах художник создаёт картины акварели, рисунки, иллюстрации, театральные эскизы, в которых, сводя воедино наблюдения в городах средней Волги, в Астрахани, в Замоскворечье, творит образ провинциального города и российского быта.

Однако в Петербурге его новое слово в живописи не поняли. Газета в то время писала: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев. То он пишет обыкновенно хорошие дамские портреты, а то выставляет какую-то дебелую красавицу, сидящую на расписном сундуке. Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Купчиха.

 

В 1914-1916 годах наступает высокий творческий подъем. Кустодиев создает свои самые капитальные картины. Кривая оптимизма Кустодиева-художника растет тем сильнее, чем трагичней и безнадежнее состояние Кустодиева-человека. В живописи он ищет духовную опору. После операции, с которой мы начали рассказ о художнике, начинается паралич нижней части тела. Кустодиеву 38 лет.

Революция не могла остаться художником незамеченной. В сложные для страны годы он создает работы «Москва. Вступление», «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» и другие работы, поднимающие острые проблемы рабочего класса.

Первомайская демонстрация у Путиловского завода

Десятилетие 1917—1927 годов было тяжелым: работа шла в изматывающей борьбе с болезнью.

 Своим единственным оружием в этой борьбе художник считал творчество. Неправдоподобно, но это десятилетие стало не только чрезвычайно продуктивным в творческом отношении, но наиболее оптимистичным, бодрым, оно явилось и временем подлинного расцвета мастера кустодиев обрёл себя, творил свой волшебный мир уверенно, легко, раскована. «Я люблю жизнь, слишком радуюсь, слишком воспеваю её своими писаниями. Она ведь очень страшная, тяжёлая, невыносимая для многих жизнь-то…» — говорил художник.

От произведения этих лет веет несокрушимым духовным здоровьем. Расширяется круг видов и жанров искусства, в которых он работает. Кустодиев впервые участвуют в оформлении народного празднества.

В защиту реализма и станковой живописи была воспринята современниками организованная в Петрограде в 1920 году выставка Кустодиева — единственная его прижизненная персональная выставка.

Совмещение принципов станковой картины с театральной декорацией, как мы видим на примере портрета Шаляпина, усиливает кустодиевское звучание образа.

Купчиха с зеркалом.1920г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921

Портрет Т.Н. Чижовой. 1924

Все эти годы он был на стороне мастеров, выступавших за доходчивость искусства, его понятность массам. Однако трагическая судьба художника из-за болезни почти лишенного возможности передвижения

На выставке 1928 года впервые были собраны произведения, характеризующие весь творческий путь художника. Как и посмертная выставка 1929 года в Москве, она сопровождалась каталогом и рядом рецензий в общей прессе, сохранивших тот удивительный восторг, с которым даже специалисты встретили творческое наследие мастера, оказавшееся гораздо более масштабным и многосторонним, чем можно было предположить. Стоило, однако этим выставкам закрыться, как замолчала и печать.

Кустодиев разделил судьбу многих выдающихся мастеров русской культуры начала 20 века, оказавшихся не в чести у вульгарно-социологической критики начала 1930-х годов из-за несоответствия ее эстетическим постулатам. Так продолжалось долго. Даже в 1947 году, когда в Ленинграде открылась скромная выставка произведений художника, приуроченная к двадцатилетию со дня его смерти, газеты ограничились скупой информацией.

Подлинное воскрешение Кустодиеву суждено было пережить только на рубеже 1950-х – 1960-х годов. Обширные выставки прошли в Ленинграде, Москве и Киеве. Шумный успех выставок заставил вспомнить о словах Репина, считавшего Кустодиева «богатырем русской живописи». «Второе рождение» Бориса Михайловича Кустодиева оказалось счастливым. Устойчивость и прочность его художественного наследия можно считать доказанным. Так случается только с большим мастером.  

Рефлексия

Давайте сравним два портрета Кустодиева.

 

Портрет А.П. Варфоломеева.1902            Купчиха 1915.

 

На втором портрете проявлен в полной мере выработанный годами поиска кустодиевский стиль. Совмещение принципов станковой картины с театральной декорацией. Фон не претендует на безусловную связь с фигурой – сфантазированный, он выглядит скорее декоративным задником, призванным лишь дополнить и развить характеристику портретируемого.

 

 

 

 

 

×
×