«Живые струны балалайки»

Автор: Мозуляко Елена Борисовна

«Живые струны балалайки» 

История происхождения и развития балалайки.  

Для обучающихся 2 класса народного отделения

по предмету «Слушание музыки»

 

Преподаватель теоретических предметов:

Мозуляко Елена Борисовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснознаменск

 

 

 

Балалайка это музыкальный символ России, это  самый красивый, выразительный и необычный инструмент, наиболее полно раскрывающий всю глубину русской души.

Цель:

 Привлечь внимание к русскому народному инструменту — балалайка, к его уникальному звучанию и его истории.

Задачи:

1.Рассказать историю развития балалайки;

2.Выяснить кто был первый балалайщиком;

3. Какое значение имеет балалайка на сегодняшний день;

4. Обогатить музыкальные впечатления, развивать интерес к народной музыке, воспитывать музыкальный вкус обучающихся.

Ход беседы

В начале урока звучит Усть-Цилемская улошная (двухструнная диатоническая балалайка)

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках. «Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

«Балалайка не играет, а разоряет». Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам.

В Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

Впервые балалайка была упомянута в документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», датированном 13 июня 1688 года (хранится в фондах Государственного архива древних актов).

В нем говорится: 

«В Стрелецкий приказ приведены арзамасец — посадский человек Савка Федоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».

Что сталось с Савкой и Ивашкой? Наказали их за шум и озорство или отпустили с миром? Мы этого никогда не узнаем, однако с этих простых людей началась, можно сказать, официальная история русской балалайки

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю, выходцу из купеческой семьи Василию Андрееву, а также мастерам Иванову, Пасербскому, Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием.

Андреев научился играть на балалайке у сельского виртуоза, крепостного крестьянина Антипа Васильева. Вот что рассказывал Василий Васильевич, вспоминая об этом: 

«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на …балалайке!… Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков

Василий Андреев разглядел в балалайке концертный инструмент. Услышав, игру деда Антипа, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки. В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. 

В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония).  

Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

Звучит «Песня Ерёмки» в исполнении Фёдора Шаляпина из оперы «Вражья сила» А.Н.Серова, с оркестром балалаек и хором.

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества».

Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий.

Каждый аристократ XIX-начала XX веков был обязан играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, обучение музыке было неотъемлемой частью образовательного процесса представителей высшего общества. Чаще всего детей с самого раннего возраста учили играть на фортепиано.

Императрица Александра Фёдоровна любила простую трехструнную русскую балалайку и путешествуя на яхте «Штандарт», обожала слушать незамысловатую музыку в исполнении казаков-балалаечников. Она и привила любовь к балалайке сыну, цесаревичу Алексею Николаевичу. И судя по воспоминаниям, «Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке».

В небольшом селе Талашкино, расположенное в 18 километрах от Смоленска, находился один из значительных художественных центров России конца XIX-начала XX века. Создателем этого центра была княгиня Тенишева Мария Клавдиевна. Тенишева открыла в имении сельскохозяйственную школу, где дети обучались разным наукам.   

В школе было введено обучение мальчиков игре на балалайке. Обучать детей княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории Василия Андреевича Лидина, лучшего музыканта из оркестра Андреева.  

Школьный оркестр балалаечников стал гордостью Тенишевой. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник. И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Балалайка то уходит в забвение, то громко заявляет о себе. На этот раз она смело напомнила о себе в Ульяновске. Здесь 6 июля 2013 открылся Музей балалайки. 20 подлинных инструментов, созданных в XIX-XX веках, составили основу оригинальной коллекции. В музее находится одна из самых старых балалаек, сохранившихся в наше время, и возраст которой приблизительно 120 лет.  

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают молодые музыканты России.

 Играет Ольга Амосова (балалайка) и Красноярский камерный оркестр

В настоящее время одним из наиболее известным исполнителем-виртуозом, который много делает для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, является Алексей Витальевич Архиповский. Его часто сравнивают с Николо Паганини и Джимми Хендриксом.  

Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в городе Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца. В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов.

Алексей Архиповский взял на вооружение идею Андреева о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн на ладу балалайки. Сам дорабатывает свои инструменты.

 

В 2013 году Алексей выступил в Австрии презентуя русскую культуру в Линце, столице земли Верхняя Австрия, в этом городе дети изучают наш исконный инструмент, балалайку.

Звучит пьеса «Золушка». Композитор и исполнитель Архиповский.

Алексей Архиповский считает свой инструмент кладезем тайн и загадок, сравнивая его с  загадочной пирамидой Хеопса. Он не устает их разгадывать, а значит – удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями.

«Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», – признается исполнитель.

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели.

После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность. Сегодня она практически не используется в повседневной жизни русского человека. Чаще встречается она в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях, реже как сольный инструмент.

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Любопытный факт.

Со времен Франклина Рузвельта, в США существует запрет на производство балалаек. И это не шутка. 

Во время своего второго президентского срока Барак Обама продлил этот запрет до 2020 года. Сложно сказать, чем руководствовался Франклин Рузвельт, запрещая в 1940 году накануне Второй Мировой войны промышленное производство в стране балалаек. Тем не менее, факт остается фактом. Введенный на десять лет запрет впоследствии, раз за разом неоднократно продлевался. Самое интересное, что, собственно, играть на балалайке в США можно, не возбраняется и вырезать ее своими руками, но вот производить на фабриках и продавать в магазинах нельзя.

Сегодня существует несколько разновидностей балалайки: балалайка-контрабас, электро-балалайка, а также разные гибридные инструменты. Например: садора — 32-струнный гибрид гитары, балалайки, гуслей и индийского ситара, на котором играет лишь один человек — её создатель Сергей Садов, и послушать его можно только на Старом Арбате.

В заключение прослушаем музыкальный инструмент садору в исполнении Сергея Садова.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры – вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

 

 

Источники:

https://www.culture.ru/materials/174935/istoriyabalalaiki

https://allguitar.ru/rezenzii/974-bilikhbalalajkojomuzeebalalajkivulyanovske.html

https://www.colors.life/post/1182115/

http://www.arkhipovskiy.com 

https://www.liveinternet.ru/community/contemporary_art/post153220694/  

https://cont.ws/@vesiolyi/1180002 

https://fishki.net/1584444-russkaja-balalajka.html?sign=317625614013299%2C879252791373360

https://e-news.su/in-russia/111669-selskaya-shkola-knyagini-tenishevoy.html
http://www.mamakabo.ru/raznoe/arhipovsky

https://vk.com/wall151068430_1459?z=video151068430_456239266%2F68d81e527011cc24f4%2Fpl_post_151068430_1459

https://www.learnrussianineu.com/ru/balalajka-russkij-narodnij-muzikalnij-instrument 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=aG4vr4TIk0U&feature=emb_logo

https://lightaudio.ru/mp3/федор%20шаляпин.%20хор%20и%20оркестр.

https://www.learnrussianineu.com/ru/balalajka-russkij-narodnij-muzikalnij-instrument 

http://balalaika.org.ru/peoplesandreev.htm

https://www.culture.ru/materials/174935/istoriya-balalaiki

https://all-guitar.ru/rezenzii/974-bil-ikh-balalajkoj-o-muzee-balalajki-v-ulyanovske.html

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fulpressa.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fold%2F3419.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fulpressa.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fold%2F2716.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Felectricclub.ru%2Fbase%2Fdata%2F3341mid.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&pos=21&img_url=https%3A%2F%2Fall-guitar.ru%2Fimages%2Fbil-ikh-balalajkoj-o-muzee-balalajki-v-ulyanovske.jpg&rpt=simage 

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&pos=24&img_url=https%3A%2F%2Ffastly.4sqi.net%2Fimg%2Fgeneral%2F600x600%2F8552741_ZpQOsbyD-U9XmtTepMTgdZWsAipXWLQm26-SQy2w_uk.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=1&pos=39&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Far.culture.ru%2Fattachments%2Fattachment%2Fpreview%2F5dc2de4ae1890345252d0018-preview.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=1&pos=46&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fulpressa.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fold%2F2819.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=2&pos=81&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fic.pics.livejournal.com%2Fkasalmin%2F49802792%2F498263%2F498263_original.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=3&pos=101&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ftheatremuseum.ru%2Fupl%2Fnews%2Fimages%2FIMG_7243_.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=5&pos=178&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fic.pics.livejournal.com%2Fmakalval%2F47712801%2F576935%2F576935_original.jpg&rlt_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F2058232%2F29770dfb-9aaf-4040-a52d-d9ba47ed23d4%2Fs1200%3Fwebp%3Dfalse&ogl_url=https%3A%2F%2Fic.pics.livejournal.com%2Fmakalval%2F47712801%2F576935%2F576935_original.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=7&pos=224&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi12.fotocdn.net%2Fs116%2F93ecee5f8cf84130%2Fpublic_pin_l%2F2641627439.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=музей%20балалайки&stype=image&lr=22&source=wiz&p=7&pos=224&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi12.fotocdn.net%2Fs116%2F93ecee5f8cf84130%2Fpublic_pin_l%2F2641627439.jpg&rlt_url=https%3A%2F%2Fkuda-spb.ru%2Fuploads%2F8ee3b4510796f96079968e60cbc2175f.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fi12.fotocdn.net%2Fs116%2F93ecee5f8cf84130%2Fpublic_pin_l%2F2641627439.jpg

 

×
×